Краткая презентация
адаптированной образовательной программы дошкольного образования
для детей с тяжелыми нарушениями речи
МБДОУ «ДС № 421 г.Челябинска»
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с
тяжёлыми нарушениями речи (далее - Программа) Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 421 г. Челябинска» (далее - МБДОУ «ДС № 421
г. Челябинска») является нормативно-управленческим документом, определяющим
содержательную и организационную составляющие образовательного процесса МБДОУ «ДС
№ 421 г. Челябинска».
Программа разработана творческой группой дошкольной организации в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(далее– ФГОС ДО), Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного
образования (далее – ФАОП ДО).
В МБДОУ «ДС № 421 г. Челябинска» функционируют группы компенсирующей и
комбинированной направленности с ТНР (для детей 5-7 лет), в режиме полного дня (12часового пребывания с 6.30 до 18.30 часов). Количество групп определяется исходя из их
предельной наполняемости, принятой при расчёте бюджетного финансирования, а также
условий, созданных для осуществления образовательного процесса с учётом санитарных норм.
Организация детской жизнедеятельности осуществляется с учётом индивидуальных
особенностей и потребностей детей, возраста и пола.
Цель адаптированной образовательной программы «МБДОУ «ДС № 421 г. Челябинска»:
обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми
потребностями обучающихся дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (далее –
ТНР), индивидуальными особенностями их развития и состояния здоровья.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта и ФАОП ДО включает
три основных раздела - целевой, содержательный и организационный. В каждом из разделов
образовательной Программы предусматривается обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений. Обе эти части являются взаимодополняющими.
Объём обязательной части образовательной программы составляет 60% от её общего объёма.
Объём части, формируемой участниками образовательных отношений, составляет 40% от её
общего объёма.
Целевой раздел включает в себя:
- пояснительную записку: цель и задачи реализации Программы, принципы и подходы к
формированию Программы; характеристику особенностей развития детей 5-7 лет с ТНР;
- планируемые результаты освоения Программы: целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования.
Содержательный раздел Программы включает описание задач и содержания
образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое
развитие; формы, способы, методы и средства реализации Программы, которые отражают
аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная
среда; характер взаимодействия с педагогическими работниками; характер взаимодействия с
другими детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому;
содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).
1
Содержательный раздел Программы включает рабочую программу воспитания, которая
раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей
к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы содержит описание психолого-педагогических и
кадровых условий, обеспечивающих развитие ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи,
особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, материальнотехническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и
средствами обучения и воспитания. Раздел включает ссылки на перечень художественной
литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для
использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также перечень
рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений. В разделе
представлены режим дня, календарный план воспитательной работы; описание особенностей
традиционных событий, праздников, мероприятий.
Обязательная часть Программы имеет ссылки на Федеральную адаптированную
образовательную программу дошкольного образования.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработана
с учётом следующих модулей:
Модуль «Наш дом – Южный Урал»
Цель модуля:создание условий для развития у дошкольников познавательного интереса
к малой родине и воспитание чувства любви к ней.
Задачи модуля:
– способствовать обогащению первичных представлений о природе, культуре, истории
народов региона Южного Урала;
– формировать эмоционально-положительное отношение к представителям культур
Южного Урала;
– развивать умение творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в
разных видах детской жизнедеятельности.
В дошкольном учреждении реализуется парциальная программа: «Наш дом – Южный
Урал» (авторы-составители: Е. Бабунова, С.Багаутдинова, Л.Галкина, Л. Градусова, И. Едакова,
Н. Левшина, И. Колосова, Е. Лопатина, В.Турченко)
Цель программы: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной
педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.
Модуль «Хочу все знать!» (познавательно-исследовательская деятельность)–
приоритетное направление деятельности
Цель модуля: способствовать развитию у детей познавательной активности,
любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
– учить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы;
– учить детей видеть и выделять проблему эксперимента; принимать и ставить перед
собой цель эксперимента; устанавливать причинно-следственные связи;
– учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
– расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;
– развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
– воспитывать бережное отношение к природе.
В дошкольном учреждении реализуется учебно-методическое пособие «Познавательноисследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами и материалами.
2
Карточное планирование в ДОО». Автор-составитель И.С. Батова. Каждое пособие включает 16
технологических карт с методическим описанием руководства познавательно-исследовательской
и опытно-экспериментальной деятельностью детей дошкольного возраста (по возрастам и
временам года).
Задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с
элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развитие представления о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности,
о взаимодействии различных веществ при их соединении, влияние на свойства других
предметов.
3. Развитие способности использовать обобщенные способы исследования разных объектов
окружающей жизни с помощью систем эталонов, перцептивных действий.
4. Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
формирование способов познания путем сенсорного анализа, развитие самостоятельности,
наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются
равноответственными участниками образовательного процесса. Основанием для определения
форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников являются нормативные документы,
закрепляющие основу взаимодействия (основные международные документы, нормативные
документы федерального и регионального уровня, нормативные документы конкретного
образовательного уровня), а также современные исследования основных направлений
взаимодействия ДОУ и семьи (психолого-педагогическое сопровождение семьи в вопросах
воспитания детей, защита прав ребенка, работа с семьями, требующими повышенного внимания
и нуждающимися в особой помощи и др.).
В образовательном процессе дошкольного учреждения активно используются различные
формы работы с родителями воспитанников:
- наглядно-информационные (выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки и
др.);
- информационно-аналитические (сбор, обработка и использование данных о семье каждого
воспитанника, общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических
знаний, отношении к ребенку в семье, запросах, интересах, потребностях родителей в психологопедагогической информации);
- досуговые (проведение педагогами совместных праздников и досугов);
- информационно-ознакомительные («Дни открытых дверей» и др.);
- информационно-коммуникационные (официальный сайт МБДОУ, официальные страницы
МБДОУ в социальных сетях и т.д.)
3