Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 421 г. Челябинска»
454010, г. Челябинск, ул. Шота Руставели, 4-а, телефон (факс) 256- 56-15, 256-37-54,
mdou421@mail. ru; http://ds421.ru ИНН 7449020809; КПП 744901001
Принята на заседании
Педагогического совета
МБДОУ «ДС № 421 г. Челябинска»
Протокол № 1 дата 30.08.2024
Утверждаю:
Заведующий
МБДОУ «ДС № 421 г. Челябинска»
______________ Т.Н. Герасимова
Приказ № 57/3-о от 02.09.2024
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0EC8213E8456686988094DFC6A08169D
Владелец: Герасимова Татьяна Николаевна
Действителен: с 14.10.2024 до 07.01.2026
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«РОСТОЧЕК»
Возраст детей: 4 -7 лет
Срок реализации программы: 3 года
Составил:
Ярушина Е.А, пдо (изо)
Оглавление
1.
Целевой раздел, пояснительная записка
3
1. 2.
Содержательный раздел
11
2. 3.
Организационный раздел
15
Список литературы
17
Приложение № 1. Календарный учебный график
Приложение № 2. Учебный план
Приложение № 3. Диагностическая карта
2
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это
означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи
и мышления дошкольника. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического
восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- в процессе деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля.
Образовательная программа «Росточек» по обучению детей дошкольного возраста рисованию (далее Программа) составлена с учётом требований,
предъявляемых к дополнительному образованию.
Цель Программы – художественно–эстетическое развитие детей 4-7 лет
и формирование художественных способностей, соответствующих возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Задачи Программы:
1) формировать творческое восприятие путём ознакомления с различными видами изобразительного искусства, взаимосвязи его с музыкальными
и литературными произведениями;
2) воспитывать позитивное отношение кразличного рода художественным образам и явлениям;
3) учить анализировать причины положительности или отрицательности
образов, объяснять их; отражать характер образа, применяя средства выразительности изобразительного искусства;
4) учить отражать собственное мироощущение в рисунках. Использовать накопленный практический опыт изображения;
5) прививать любовь к изобразительному искусству, как одному из
средств общения между людьми.
Новизна программного материала заключается:
- в активном использовании нетрадиционных художественных техник и
материалов на занятиях;
3
- в систематизации тем – введено блоково-тематическое построение тем
занятий по месяцам.
Образовательная программа по изобразительной деятельности детей дошкольного возраста «Росточек»
ориентирована на детей 4-7 лет.
На занятиях используются следующие методы обучения: репродуктивный, словесный, метод практической работы, метод игры (познавательные, подвижные, дидактические - на развитие глазомера, внимания, воображения, памяти и т. д.), метод наблюдения (зарисовки, рисунки), метод графических работ (составление схем), метод проблемного обучения, наглядный метод
(наглядный материал – картины, репродукции мирового и русского искусства,
рисунки, плакаты, фотографии, предметы декоративно-прикладного искусства).
Занятия строятся таким образом, чтобы активизировать внимание, зрительную память, мышление ребенка, расширить словарный запас.
Обучение строится с учетом постепенного нарастания сложности материала. При организации занятия, выборе материала и темы, учитываются индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Большое внимание в процессе рисования уделяется формированию представлений о познавательных свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Знакомство детей с изобразительным искусством проходит на основе
всемирно известных шедевров живописи разных эпох (слайды, репродукции).
Занятия проходят с музыкальным сопровождением (фоновым и тематическим), с использованием музыкальных произведений из авторской программы
О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры».
Учет знаний и умений воспитанников проводится в форме наблюдения.
Педагогом заполняется диагностическая карта (в начале и в конце учебного
года). В конце года проводится сравнительный анализ эстетического развития
каждого ребёнка по отношению к самому себе.
Программа может быть реализована с детьми с тяжелыми нарушениями
речи.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц, 62 занятия в
год, форма обучения - очная (Приложение №1 «Календарный учебный график», приложение №2 «Учебный план»).
Основная форма работы с детьми: тематические занятия с группой детей
(до 14 человек).
4
Особенности развития изобразительной деятельности
детей дошкольного возраста
Особенности развития детей 4-5 лет.
Ребёнок пятого года жизни отличается большей выносливостью и подвижностью по сравнению с ребёнком 3-х лет. Посещая детский сад, он знакомится с различными видами изобразительной деятельности. Поэтому, как
правило, у него развит интерес к рисованию. Дальнейшее усложнение и обогащение детского опыта влияет на развитие всех психических процессов:
-развивается мышление- ребёнок может выделить более существенные
признаки предметов, группировать их по назначению, качеству;
-начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания;
-совершенствуются зрительные, слуховые, осязательные восприятия,
которые приобретают более устойчивый и целенаправленный характер.
Появляется возможность закреплять у ребёнка преднамеренный произвольный характер действия при рисовании, воспитывать интерес не только к
процессу рисования, но и к его результату.
Появилась необходимость развивать у ребёнка способность давать
оценку своей работе, испытывать радость от достигнутого успеха.
Большое внимание уделяется формированию самостоятельного замысла. К этому времени творческий замысел ребёнка становится более устойчивым.
Задачей этого периода жизни ребёнка является формирование у него
умения самостоятельно находить способы изображения предметов, творчески
применяя полученные знания и навыки.
Продолжается работа по формированию у ребёнка эстетического восприятия, умения видеть и чувствовать красоту форм окружающего мира.
Особенности развития детей 5-6 лет.
Изобразительная деятельность ребёнка 5-ти лет имеет свои особенности.
Он окреп физически, начался процесс окостенения кисти руки, укрепились
мелкие и крупные мышцы рук. В психологии ребёнка произошли значительные изменения:
-он стал более внимательным;
-повысилась его способность к запоминанию;
-возросло умение осуществлять зрительный контроль за действиями
рук, что приводит к изменению характера изображения – оно становится более
чётким.
5
Опыт пятилетнего ребёнка в восприятии общей формы предметов и их
строения больше, чем у ребёнка 4-х лет, но он не всегда может определить
особенности и пропорции формы. Ребёнок становится самостоятельнее в анализе предметов, и в выборе способов изображения. Рисование приобретает всё
более осознанный и преднамеренный характер.
У детей шестого года жизни необходимо:
1)Уточнять представление:
- о форме предметов;
-об их различии и сходстве;
-о положении их в пространстве;
-о характерных признаках.
2)Развивать:
-наблюдательность и эстетическое восприятие;
-воображение;
-самостоятельность в выборе темы и отборе способов изображения.
Все эти задачи конкретизируются с таким расчётом, чтобы подвести
ребёнка к созданию образа выразительного как по форме, так и по содержанию.
Учитывая способность ребёнка живо отображать воспринятое, вести
его к тому, чтобы он научился видеть и понимать окружающие предметы и
явления, пользоваться необходимыми средствами и способами изображения.
Особенности развития детей 6-7лет.
Ребёнок 7-го года жизни значительно отличаетсяот пятилетнего. Дело в
том, что все ранее воспитанные качества личности и способности получают
наиболее полное развитие в этот возрастной период.
Ребёнок 6-7 лет уже может создавать довольно выразительные образы.
Это определяется тем, что он накопил большой запас зрительных образов, которые могут лечь в основу изображения; произошли изменения в физическом
развитии:
-окрепла мускулатура кисти рук, а в связи с этим развились тонкие движения пальцев;
-дальнейшее развитие получила речь.
Изменения в развитии ребёнка ведут к тому, что изменяется и характер
его изобразительной деятельности. В этот период ребёнок способен к длительному наблюдению и рассматриванию, он полно запоминает и воспринимает
форму, строение предметов, их пропорции и детали.
В связи с возросшими возможностями развития детских изобразительных умений возникает необходимость:
1)Развивать:
6
- зрительное и мускульное восприятие формы предметов;
-творческую инициативу в отборе темы.
2)Учить:
-использовать для создания образа различные выразительные средства;
-различным изобразительным и техническим приёмам.
Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста
(рисование)
Задачи по обучению детей среднего дошкольного возраста рисованию
(4-5 лет).
1.
Вызывать интерес к различным изобразительным материалам и
желание действовать ими.
2.
Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
3.
Помогать детям осваивать цветовую палитру. Учить смешивать
краски для получения светлых, темных и новых цветов и оттенков.
4.
Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, помогать детям в создании выразительных образов. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению рисунков по цвету.
5.
Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей детей, повышать требования к их изобразительным умениям и навыкам, не делая их
предметом специальных учебных заданий.
6.
Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт
его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям,
сотрудникам детского сада).
Ознакомление с искусством:
Вызывать у детей интерес к произведениям народного, декоративноприкладного и изобразительного искусства.
Научить при восприятии произведений искусства быть самим собой,
опираясь на свой, хотя и небольшой, жизненный опыт, свою способность чувствовать и понимать.
Способствовать проникновению детей в мир отношений, переживаний
и чувств героев произведений изобразительного искусства и вызывать чувства
сопричастности с ним.
Задачи по обучению детей старшего дошкольного возраста рисованию
(5-6 лет).
7
1.Развивать способности к изобразительной деятельности, (чувство
цвета, формы, композиции), воображение и творчество.
2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
3. Помогать детям освоить цветовую палитру.
4. Учить смешивать краски для получения светлых, темных и новых оттенков.
5. Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, помогать детям в создании выразительных образов. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению рисунков по
цвету.
6. Постепенно с учетом индивидуальных особенностей детей, повышать
требования к их изобразительным умениям и навыкам, не делая их предметом
специальных учебных заданий.
7. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его
деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
8. Вызывать интерес к коллективным работам сюжетного и декоративного характера.
Ознакомление с искусством:
1. Продолжать вызывать у детей интерес к произведениям народного,
декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
2. Способствовать:
- проникновению детей в мир отношений, переживаний и чувств героев произведений изобразительного искусства и вызывать чувство сопричастности с ним.
- возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к выставкам и музеям изобразительного искусства.
3. Научить при восприятии произведений искусства быть самим собой,
опираться на свой, хотя и небольшой, жизненный опыт, свою способность чувствовать и понимать.
4. Развивать художественное восприятие, образное мышление.
Задачи по обучению детей старшего дошкольного возраста рисованию
(6-7 лет).
1. Развивать:
- способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы. Показать детям красоту всех периодов суток –
8
раннего утра, светлого дня, вечерних сумерек и ночи, отдельных состояний
природы, ее стихий: ветра, дождя, шума деревьев;
-способность к изобразительной деятельности, (чувство цвета, формы, композиции), воображение и творчество.
2. Продолжать вызывать у детей возвышенное, трепетное отношение к
природе, желание оберегать и охранять ее неповторимую красоту.
3. Воспитывать у детей уважение к искусству, как очень ценному общественно признанному делу.
5. Продолжать учить детей понимать содержание произведений народного искусства и выделять средства выразительности, характерные признаки,
присущие разным его видам (пластика формы, связь назначения предмета и
его украшения, элементы узора, колорит, композицию).
6. Продолжать знакомить детей с произведениями изобразительного искусства разных видов (живопись, графика, скульптура), формировать интерес
к ним и способность проникаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства.
7. Помочь детям с помощью произведений изобразительного, народного, декоративно- прикладного искусства почувствовать восхищение перед
теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали (сила человеческого духа, отношение к своей Родине, людям, красоте хорошо знакомых вещей – овощей, фруктов, цветов, деревьев, явлений природы и т. п.).
8. Обращать внимание детей на средства выразительности, с помощью
которых художники передают состояние природы, характер и настроение
своих героев.
9. Развивать способность к изобразительной деятельности, (чувство
цвета, формы, композиции), воображение и творчество.
10. Обогащать и расширять художественный опыт детей, поддерживать
и направлять эмоционально-эстетическую, декоративную трактовку образов.
11. Формировать:
- предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умение взаимодействовать друг с другом;
-предпосылки трудовой деятельности.
12. Побуждать детей конструировать из различных материалов по условиям и по собственному замыслу, моделируя как реально существующие объекты, так и придуманные самими детьми.
13. Способствовать овладению простейшими операциями (умению складывать бумагу, сминать, рвать, надрезать, резать, плести и т. п.) и способами
конструирования из бумаги.
9
Планируемые результаты освоения программы
К концу года дети 4-5 лет могут:
- проявлять интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать ими;
- изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;
- смешивать краски для получения светлых, темных и новых цветов и оттенков;
- создавать выразительные образы.
К концу года дети 5-6 лет могут:
- чувствовать цвет, форму, композицию;
- изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;
- смешивать краски для получения светлых, темных и новых оттенков;
- создавать выразительные образы по содержанию, форме, композиции, обогащенные по цвету;
- проявлять интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и
изобразительного искусства;
- чувствовать и понимать произведения изобразительного искусства;
- проявлять интерес к выставкам и музеям изобразительного искусства.
К концу года дети 6-7 лет:
- наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков
природы.
- понимать красоту всех периодов суток – раннего утра, светлого дня, вечерних сумерек и ночи, отдельных состояний природы, ее стихий: ветра, дождя,
шума деревьев;
- чувствовать цвет, форму, композицию, проявлять воображение и творчество;
- понимать содержание произведений народного искусства и выделять средства выразительности, характерные признаки, присущие разным его видам
(пластика формы, связь назначения предмета и его украшения, элементы
узора, колорит, композицию);
- различать разные виды искусства (живопись, графика, скульптура);
- проявлять интерес к ним и способность проникаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства
10
2. Содержательный раздел
Программно-методическое обеспечение программы:
1. Шестакова А.В. Росток: учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста.– Челябинск,1996 г.
2. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 27 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.- М. 2007 г.
Используемые техники рисования:
1)Рисование графическими материалами:
-простые и цветные карандаши;
-цветные восковые и масляные мелки;
-сангина, уголь, пастель;
-тушь и заострённая палочка.
2) Рисование гуашевыми и акварельными красками.
3)Рисование пластилином (пластилиновая живопись, пластилинография).
4)Рисование в смешанной технике:
-мелок-акварель;
-тушь-акварель;
-пластилин-акварель.
5)Нетрадиционные техники:
-монотипия;
-диатипия;
-ниткография;
-рисование на смятом листе;
-печатание природным и подручным материалом (клише), смятой бумагой, печатками и другими приспособлениями
1
Разноцветное
коромысло
2
Радужное солнышко
3
. Грибной
дождь
4
Грибы на
поляне
Смешарик Копатыч
Смешарик
Крош.
. Смешарик
Нюша
Снежинка
Заинька
мохнатенький
Апрель
Март
Февраль
Январь
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
Перспективный план работы кружка рисования
Перспективный план работы кружка рисования
(для детей 4-5 лет)
Бегемот,
который
боялся
прививок
Розовые
розы
Инопланетяне
Май
Никто не
забыт
5
6
Лес,
Кисть
точно те- рябинки,
рем…
гроздь…
7
Сороконожка
8
Ёжикчетверо
ножек
Храбрый
петушок
Голубой
щенок
Посадил Мой друг Ветка
дед репку Чебураш- рябины
ка
Зимний
лес
Снеговик
Снегурушка
Добрый
дед ушка
Мороз.
Новогодние фонарики
Дед Мороз и
лето
Зима в городе
Умка
Раз морозною
зимой…
Пингвинята
Мудрый
слонёнок
Попугай.
Белый
пароход
ЖарАфрика
Рисование на
свободную
тему
Хрустальная
рыбка
Мамонтёнок
З8 попу- Мартышгаев.
ка Фрося
Удав
Натюрморт с
апельсинами и
розой
Колобок
Натюрморт с
огурцами
Натюрморт с
морковками.
Натюрморт с
фиалками
Облакабелогривые лошадки
Облакабелогривые лошадки
Дорисуем?
Дорисуем!
Весняночка
Золотая
рыбка
Заюшкина избушка
Курочка
Ряба
Грачата
Сороконожка
Каркуша
радуется
На лугу
пасётся
ко…
Кузнечик
Божьи
коровки
Плывёт,
плывёт
кораблик
Здравствуй,
лето
Бабочка
на лугу
12
1
Яркий,
солнечный денёк
2
Небо
хмурится.
3
4
Мой друг РаскрасаБуравица
тино
Мальвина
Цыплёнок и
утёнок
Под
грибом
Завистливый
петух
Снегири
Синички
Ворона
на снегу
Май
Апрель
Март
Февраль
Январь
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
Перспективный план работы кружка рисования
(дети 5-6 лет)
5
Карабасбарабас
6
Чипполино
Бурёнка
из Маслёнкино
7
8
Портрет Портрет
сеньора Незнайки
Помидора
Избушка Баба Яга
на курьих
ножках
Сорока-бе- Совушки
Дятеллобока
лесной
доктор
Он тоже Сивкагерой
Бурка
Снежная королева
Рисование
на свободную тему
Умка на
льдине
Умка с мамой
Умка с
другом
Пингвинята
Странная
картина
И тут выплывает
кит…
Подводный
мир
Осьминожки
Моржики
Акула Каракула
Касатка
К 23 февраля
Обитатели саванн.
Жираф
Обитатели
саванн.
Полосатые
лошадки
Красные
маки
Натюр
морт с
яблоками в
разрезе
Натюрморт с
апельсинами в
разрезе
Натюрморт с
овощами
Натюрморт с
фиалками
Натюрморт на
окне
Дрессированный попугай
Дельфинарий
Инопланетяне
НЛО
Соловейка
Аисты
Цапля на
болоте
Курочка
Ряба
Фламинго
Голубь
мира
Субботник
Вечный
огонь
Чудеса
Цветущее
поле
Тюльпаны
Плывёт,
плывёт
кораблик
с лягушатами
Яблони
в цвету
Рисунки
на асфальте
13
1
Рисование на
свободную тему
2
Весёлые
грибы
(мелок)
3
4
5
6
Они все Рисунок Рисунок Рисунок
разные, углём
сангиуглём и
как люди
ной
сангиной
(гуашь)
7
Рисунок
мокрой
сангиной
8
Птичий
двор
(смешанная техника)
Муха-Цокотуха
Тараканище
Доктор
Айболит
Бармалей
Жарптица
НижнеТагильский поднос
Златоустовская гравюра
Ветка
рябины
Зимняя
заря
Снеговик-почтовик
Дело
было в
январе
Новогодний
город
Узоры
дедушки
Мороза
Снегурочка
идёт
Новый
год в Африке
Рисование на
свободную тему
Слава
Рождеству
Медной
горы
хозяйка
(ящерка)
2)Медной
горы хозяйка
(красавица
Огневушкапоскакушка
Серебряное копытце
Гулливер
в стране
лилипутов
Гулливер
в стране
великанов
Царевналягушка
Змей
Горыныч
1)Медной
горы
хозяйка
(красавица)
Храбрый гусар
Розы в
вазе
Лукоморье
Град на
острове…
(1)
Град на
острове…
(2)
Лебедь
белая
плывёт
(1)
Лебедь
белая
плывёт
(2)
Золотая
рыбка
Портрет
А. С.
Пушкина
Инопланетяне
Пейзаж
иной
планеты
Космическая
станция
Кудрявый рисунок
Подснежники
Журавли
Вечный
огонь
Никто не
забыт
Субботник
Скворцы
прилетели
Монохромный рисунок
Маки
цветут
Сирень
Стрекозы и
божьи
коровки
Морские
коньки
Рисунки
на асфальте
Май
Апрель Март
Февраль
Январь
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
Перспективный план работы кружка рисования
(для детей 6-7 лет)
Десантники
Символы ДинозавРоссийрики
ской армии
14
3. Организационный раздел
Материально – техническое обеспечение программы:
Изоматериалы: восковые и акварельные мелки, гуашь, акварельные краски,
цветные карандаши, фломастеры, сангина, пастель, глина, пластилин, розетки
для красок.
Цветная и белая бумага, картон.
Кисти, подставки для кистей, палитра для составления красок.
Наглядно-дидактические пособия: «Городецкая роспись», «Филимоновская
игрушка», «Дымковская игрушка», «Гжель», «Каргополь», «Хохлома», «Характер линий».
Альбомы схем по рисованию.
Игры лото «Народное творчество», «Сочетание цветов».
Иллюстрации: «Натюрморт», «Портрет», «Пейзаж».
Столы, стулья, ноутбук, принтер.
Банк электронных презентаций по темам занятий.
Кадровое обеспечение: занятия проводятся педагогом дополнительного образования по изобразительной деятельности
Тематический план
(4-5 лет)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема блока
Золотая осень
В гостях у сказки
Зимушка-зима
Герои мультфильмов
Разноцветные картинки
Космос
Весна-красна
Скоро лето
Итого:
Количество
часов
12
8
14
8
8
2
6
4
62
15
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
5-6 лет
Тема блока
Итого:
Количество
часов
2
10
13
8
2
6
5
10
6
62
Золотая осень
Когда говорят о России…
Зимушка-зима
По страницам сказов П.П. Бажова
Сказки народов мира
По страницам сказок А. С. Пушкина
Весна-красна
Мы помним героев
Как я хочу провести каникулы
Вот и лето пришло
Итого:
Количество
часов
8
8
7
7
8
7
6
4
1
6
62
Золотая осень
Герои любимых сказок
Зимушка-зима
Мы путешествуем
Мамин день
Мы любим мультфильмы
Космические путешествия
Весна-красна
Вот и лето пришло
6-7 лет
Тема блока
16
Список литературы
1. Шестакова А.В. Росток: учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста.– Челябинск,1996 г.
2. Галян Т.В. Весёлые уроки волшебника Карандаша. М., Бао – Пресс,
2006г.
3. Лыкова И.А., Васюкова Н.Е. Интеграция искусства в детском саду. Изодеятельность и детская литература. СКАЗКА - М.: Издательский дом
«Карапуз» - Творческий центр «Сфера», 2009. - 144с.
4. Мосин И.Г., Глушкова Н.В. Рисование для обучения детей в семье,
детском саду и далее… - У- ФАКТОРИЯ, г. Екатеринбург, 2000
5. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 27 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.- М. 2007г.
6. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий. Под редакцией Казаковой Р.Г. Творческий центр «Сфера». М., 2006 г.
7. Рутковская А.А, Рисование в начальной школе. – СПб.: «Издательский
Дом «Нева»»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. – 192 с.
8. Энциклопедия живописи для детей. Н.В. Ермильченко. Москва: изд-во
«Белый город», 2007
17
Приложение 1
Календарный учебный график
на 2024 -2025 учебный год
Содержание
Возрастные группы
Старшая
Подготовительная к
группа
школе группа
(5-6 лет)
(6-7 лет)
Средняя
группа
(4-5 лет)
Количество возрастных групп
(подгрупп)
Начало учебного
года
Окончание учебного года
Продолжительность
учебного года, в
том числе деление
на полугодия
1 полугодие
1
2
1
01 октября 2024
30 мая 2025
33 недели
13 недель (с 01.10.2024 по 31.12.2024)
2 полугодие
20 недель (с 09.01.2025 по 30.05 2025)
Продолжительность каникул в течение учебного года
зимние
01.01.2025-08.01.2025
летние
02.06.2025-30.09.2025
Объем недельной
образовательной
нагрузки (час)
Объем образовательной нагрузки в
месяц (час)
Праздничные дни
2
2
2
2
8
8
8
8
Установленные законодательством Российской Федерации
18
Приложение 2
Учебный план
на 2024-2025 учебный год
Блоки
Для вас, малыши, краски и
карандаши
Золотая осень
В гостях у сказки
Зимушка-зима
Маленькие путешественники
Весна-красна
Скоро лето
Герои мультфильмов
Разноцветные картинки
Космос
Герои любимых сказок
Мы путешествуем
Мамин день
Мы любим мультфильмы
Космические путешествия
Вот и лето пришло
Когда говорят о России…
По страницам сказов
П.П. Бажова
Сказки народов мира
По страницам сказок
А. С. Пушкина
Мы помним героев
Как я хочу провести каникулы
Итого:
Возрастные группы
Средняя
группа
(4-5 лет)
Старшая
группа
(5-6 лет)
Подготовительная к школе
группа
(6-7 лет)
-
-
-
12
8
14
6
4
8
8
2
-
2
13
10
10
8
2
6
5
6
-
8
7
6
6
8
7
-
-
8
7
-
62
4
1
62
62
Продолжительность занятий:
- средняя группа (4-5 лет) – 20 минут;
- старшая группа (5-6 лет) – 25 минут;
- подготовительная к школе группа – 30 минут.
19
Приложение 3
Диагностическая карта
Диагностическая карта направлена на выявление динамики эстетического развития дошкольников от 4 до 7 лет. Заполняется педагогом в начале
и в конце учебного года. При заполнении используются три цвета: зелёныйпостоянно и устойчиво, синий достаточно постоянно и устойчиво, красныйнепостоянно и неустойчиво. В конце года проводится сравнительный анализ
эстетического развития каждого ребёнка по отношению к самому себе.
Итог
Использование полученных знаний
Усвоение и запоминание
Активность в общении
Заинтересованность
Итог
Использование полученных знаний
Май
Усвоение и запоминание
Активность
в общении
Ф. И.
ребёнка
Заинтересованность
Сентябрь
20