Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Уникум»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 421 г. Челябинска»
454010, г. Челябинск, ул. Шота Руставели, 4-а, телефон (факс) 256- 56-15, 256-37-54,
mdou421@mail. ru; http://ds421.ru ИНН 7449020809; КПП 744901001

Принята на заседании
Педагогического совета
МБДОУ «ДС № 421 г. Челябинска»
Протокол № 1 дата 30.08.2024

Утверждаю:
Заведующий
МБДОУ «ДС № 421 г. Челябинска»
______________ Т.Н. Герасимова
Приказ № 57/3-о от 02.09.2024
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0EC8213E8456686988094DFC6A08169D
Владелец: Герасимова Татьяна Николаевна
Действителен: с 14.10.2024 до 07.01.2026

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«УНИКУМ»

Возраст детей: 5 -7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составил:
Штраух И.В., педагог - психолог

Оглавление

1.

Целевой раздел, пояснительная записка

3

1. 2.

Содержательный раздел

5

2. 3.

Организационный раздел

6

Список литературы

10

Приложение № 1. Календарный учебный график
Приложение № 2. Учебный план

2

1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Актуальность
В эпоху научно-технического прогресса, кризисов и перемен наша
жизнь становится все сложнее. И она диктует нам свои условия. Реальные
проблемы, с которыми человек сталкивается в своей жизни, не имеют
однозначных «правильных» ответов, в отличие от учебных задач.
Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, а
требует целенаправленного обучения и развития.
Исследования показали, что ребёнок, обладающий большим творческим
потенциалом, вероятнее всего будет не только успешен в школе, но и сможет
реализовать свой потенциал во «взрослой» жизни. Поэтому решение
жизненных проблем не может быть стандартным, а должно быть креативным
и гибким. В настоящее время в образовательных учреждениях массовое
обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и
навыками, к типовым способам решения предполагаемых задач.
Таким образом, одна из наиболее важных проблем в современном
образовании – это формирование творческого и креативного мышления у
старших дошкольников. Творческое мышление направлено на создание чегото нового, а креативное мышление направлено на использование по-новому
существующих идей.
Современная система образования стоит перед необходимостью
раскрытия творческого потенциала личности ребенка, что в дальнейшем
может стать основой для определения им своей жизненной стратегии.
Данная программа направлена на развитие творческого и креативного
мышления детей старшего дошкольного возраста.
Успешное развитие творческого и креативного мышления зависит от
многих факторов. Во-первых, это индивидуальные особенности ребенка,
которые надо учитывать при решении различных задач. Здесь также важны
такие качества личности, как самооценка и высокая мотивация. Во-вторых,
благоприятный психологический климат, который способствует успешному
формированию творческого мышления. В-третьих, системность. То есть
постоянное стимулирование воображения и логического мышления.
Данная программа поможет раскрыть те качества, которые лежат в
основе творческого мышления.
Цель программы: раскрыть интеллектуально – личностный и
познавательно – творческий потенциал детей дошкольного возраста в
творческой активности.
Задачи:
1. Развитие потребности познания окружающего мира, познавательной
активности, любознательности.
3

2. Развитие творческого дивергентного мышления и традиционного
конвергентного мышления старших дошкольников.
3. Развитие качеств творческого мышления старших дошкольников,
таких как: гибкость, беглость, точность, оригинальность, способность к
детальной разработке.
4. Развитие воображения и фантазии, а также умения управлять
процессами творчества.
5. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми,
вовлеченными в творческую активность.
Участники: дети 5-7 лет.
Принципы и подходы к формированию программы
При разработке программы и подбора методов педагогического воздействия
учитывались следующие принципы:
1. Учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста (ребенок, на
каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода);
2. Учет зоны ближайшего развития ребенка (опора на актуальный уровень
развития ребенка);
3. Принятие всех продуктов творчества детей, независимо от их формы,
содержания, качества.
4. Последовательность изложения материала (предусматривает его подачу от
простого к сложному и логическую связь всех тем и этапов занятий между
собой);
5. Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование
к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
6. Вариативность (предусматривает использование различных вариаций
выполнения одного задания, что позволяет привлечь различные
анализаторные системы ребенка и, соответственно, получить максимальный
результат).
Педагогические технологии, методы, приемы и формы организации
образовательного процесса
При реализации программы используются следующие педагогические
технологии:
№ Педагогические
Методы, приемы, формы обучения и
технологии, авторы
воспитания и подведения итогов
1
Гуманно-личностная
Процесс преподавания строится на
технология Ш.А.
основе таких методических принципов,
Амоношвили
как: гуманизм, личностный подход,
выполнение творческих упражнений,
свобода общения
2
ТРИЗ
Деятельностный подход в обучении,
диалогическая форма общения, работа в
группах, игровые упражнения
4

3

Проектный метод

Поисково-исследовательская
практическая деятельность для
достижения поставленной цели

Программа может быть реализована с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Занятия «УникУм» проводятся 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, 32 занятия
в год.
Основная форма работы с обучающимися: тематические занятия, занятия
интегрированного типа.
Планируемые результаты:
Повышение познавательной активности
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных,
творческих и других направлениях деятельности
Повышение показателей творческого мышления
Повышение умения работать в подгруппе сверстников
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
программы
Мониторинговое исследование планируемых результатов реализуемой
программы (диагностика) проводиться 2 раза в год: вводный – в октябре,
итоговый – в мае.
Для оценки эффективности используются следующие психологические
диагностические методы:
1. Методика определения задатков, склонностей и интересов А.И. Савенкова.
2. Методика диагностики общей одаренности “Интеллектуальный портрет”
А.И.Савенкова
3. Краткий тест творческого мышления (фигурная форма) П.Торренса
2. Содержательный раздел
Программно-методическое обеспечение программы
1. Андрощук Э.А.
Развитие творческого мышления детей старшего
дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ: Методическая
разработка. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл
«Марийский институт образования», 2020
2. Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по
формированию творческого мышления дошкольников: Пособие для
воспитателей детских садов. \под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998.
3. Нестеренко А. Страна загадок. О развитии творческого мышления детей.
ТРИЗ-ОТСМ / А. Нестеренко — ИГ "Весь", 2017
4. Никашин А. И. Дидактические игры для развития творческого
воображения детей. Ростов-на-Д.: Аспект, 1991.
5. Симановский Я. Е. Развитие творческого мышления детей. Ярославль,
1996.
5

3. Организационный раздел
Организация занятий «УникУм»
В основе каждого занятия лежит сказочный сюжет, позволяющий детям с
удовольствием погрузиться в новую тему.
Структура занятий
Приветствие (снятие эмоционального напряжения у детей, упражнение на
сплочение подгруппы детей).
Разминка (нейропсихологические игры и упражнения, позволяющие
активизировать внимание, включиться в деятельность).
Теоретическая часть (объяснение новой темы, игры).
Индивидуальная работа (применение на практике полученных знаний).
Творческое задание. Творческие задания предлагаются по теме занятия и
направлены на закрепление полученного опыта в подгруппе сверстников
(решение проблемной ситуации, придумывание сказок, изобразительная
деятельность и т.д.).
Прощание (рефлексия, завершение занятия).
При необходимости детям дается домашнее задание (повторить
нейропсихологические игры и упражнения).
Занятия проводят 1 раз в неделю, время – 30 минут, во вторую половину дня с
подгруппой детей 6-8 человек. На каждом занятии решают определенную
задачу по развитию творческого мышления и воображения. Если материал
занятия усваивается трудно, то занятие повторяется, но с другими заданиями,
аналогичными основному занятию.
Релаксационное дыхательное или мышечное упражнение проводятся в
зависимости от степени утомления участников.
Перспективное планирование занятий для детей 5-7 лет
№

Тема

1

Знакомство с волшебной
страной

2

Путешествие по улице
формы

3

Путешествие по улице цвета

Содержание
Приветствие
Разминка
Знакомство с волшебной страной
Входная диагностика творческого
мышления
Рефлексия
Приветствие
Разминка
Улица формы
Упражнение «Разные домики»
Упражнение «Птички»
Рефлексия
Приветствие
Разминка
Улица цвета
Упражнение «Резинка - злодейка»

Количество
занятий
1

1

1

6

4

Путешествие по улице
размера

5

Путешествие на улицу
веществ

6

Путешествие на
центральную площадь

7

Город чувств

8

Путешествие на
Центральную площадь

9

Город похожестей и
непохожестей

10

Город загадочных частей

Упражнение «Что подходит»
Кому нужен белый светофор?
Рефлексия
Приветствие
Разминка
Улица размера
Упражнение «Из большого в
маленький»
Упражнение «Дерево»
Рефлексия
Приветствие
Разминка
Улица веществ
Упражнение «Маленькие человечки»
Упражнение «Паспорт»
Рефлексия
Приветствие
Разминка
Центральная площадь
Упражнение «Да-нет»
Проект
Рефлексия
Приветствие
Разминка
Как мы чувствуем
Поиск общих признаков у случайных
объектов
Упражнение «Опиши предмет»
Упражнение «Найди предмет по
признаку»
Проект «Загадка»
Рефлексия
Приветствие
Разминка
Таблица признаков
Упражнение «Мои друзья»
Упражнение «Теремок»
Упражнение «Витрина Да-нет»
Рефлексия
Приветствие
Разминка
Исключение свойств
Упражнение «На что похожа и чем
отличается»
Упражнение «Превращалки»
Упражнение «Отгадай-ка»
Рефлексия
Приветствие
Разминка
Фантастическое дробление
Упражнение ««Часть - целое»
Упражнение «Фантастическое
существо»
Рефлексия

1

1

1

3

2

2

1

7

11

Прогулка по улице
неоконченных картин

12

Прогулка по улице
разбросанных предметов

13

Прогулка по улице похожих
частей

14

Путешествие в город
загадочных мест

15

Путешествие в город
загадочных дел

16

Путешествие в город
противоречий

17

Прогулка по площади
загадок

18

Загадочная школа
На уроке математики

Приветствие
Разминка
Превращение необычного в обычное
Упражнение «Клякса»
Упражнение «Дорисуй до целого»
Рефлексия
Приветствие
Разминка
Схема «Волшебное дерево»
Упражнение «Целое - части»
Упражнение «Сколько частей»
Упражнение «Загадка из частей»
Рефлексия
Приветствие
Разминка
Прием дробления-объединения.
Системный лифт.
Упражнение «Следопыт»
Проект
Рефлексия
Приветствие
Разминка
Работа со схемой
Упражнение «Магазин»
Упражнение «Где живет иголка»
Упражнение «Матрешка»
Проект
Рефлексия
Приветствие
Разминка
Группировка предметов по функции.
Использование ресурсов: «Полезные
ненужности» - использование
предметов не по прямой функции.
Упражнение «Сломанный станок»,
Упражнение «Растеряшка»
Игра «Да-нет»
Рефлексия
Приветствие
Разминка
Что такое хорошо
Упражнение «Хорошо - плохо»
Упражнение «Наоборот»
Рефлексия
Приветствие
Разминка
Домики загадок
Упражнение «Загадка с неизвестной
отгадкой»
Упражнение «Загадка с известной
отгадкой»
Рефлексия
Приветствие
Разминка

1

1

1

2

2

1

1

2
8

19

На уроке письма

20

На уроке Чтения

21

На уроке физкультуры

22

На уроке рисования

23

Путешествие на остров
необычных свойств

24

Прогулка по сказочному
парку

25

Прощание с волшебной
страной

Загадочная математика
Упражнение «Что получится»
Упражнение «А что нам нужно»
Проект «Необычные задачки»
Рефлексия
Приветствие
Разминка
Загадочное письмо
Упражнение «Загадочные буквы»
Упражнение «Рисунок буквы»
Рефлексия
Приветствие
Разминка
Загадочное чтение
Упражнение «Части слов»
Упражнение «Составь предложение»
Игра «Снежный ком»
Рефлексия
Приветствие
Разминка
Загадочная физкультура
Упражнение «Что не так»
Упражнение «Изобрази цифру»
Рефлексия
Приветствие
Разминка
Загадочное рисование
Игра «Что это может быть»
Упражнение «Нарисуй нечто»
Упражнение «Дорисуй фигуру»
Рефлексия
Приветствие
Разминка
Придание объектам живой и неживой
природы необычных свойств
Мозговой штурм «Новые люди»
Упражнение «Цветная история»
Проект «Необычный рисунок»
Рефлексия
Приветствие
Разминка
Решение дивергентных задач
Упражнение «Найди причину»
Упражнение «Что будет, если»
Проект: «Фантастическая сказка»
Рефлексия
Приветствие
Разминка
Выходная диагностика творческого
мышления
Прощание с волшебной страной
Рефлексия

1

1

1

1

1

1

1

Всего: 32 занятия
9

Материально – техническое обеспечение программы:
№
Наименование
Кол-во
1
Ноутбук
1 шт
2
Магнитная доска
1 шт.
3
Комплект предметных картинок
1 шт
4
Комплект картинок - свойств
1 шт
5
Блоки Дьенеша
8 комплектов
6
Набор деревянного конструктора
8 комплектов
7
Раздаточный материал
8 комплектов
8
Карандаши, фломастеры
8 комплектов
Кадровое обеспечение: занятия проводятся педагогом-психологом
Список литературы
1. Андрощук Э.А.
Развитие творческого мышления детей старшего
дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ: Методическая
разработка. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл
«Марийский институт образования», 2020
2. Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по
формированию творческого мышления дошкольников: Пособие для
воспитателей детских садов. \под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998.
3. Зельцерман Б.А., Рогалева Н.В. Учись! Твори! Развивайся! – Рига, 1997.
4. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. –
СПб., 1998.
5. Колпакова Н.В. Познаём себя и мир вокруг. Курс развивающих занятий
для старших дошкольников. Барнул: АКИПКРО, 2006. – 34 с.
6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
7. Нестеренко А. Страна загадок. О развитии творческого мышления детей.
ТРИЗ-ОТСМ / А. Нестеренко — ИГ "Весь", 2017
8. Никашин А. И. Дидактические игры для развития творческого
воображения детей. Ростов-на-Д.: Аспект, 1991.
9. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника
приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.
10.Савенков А.И. Развитие творческого мышления. Рабочая тетрадь для
детей 6-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2004.
11.Симановский Я. Е. Развитие творческого мышления детей. Ярославль,
1996.
12.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.

10

Приложение №1
Календарный учебный график
на 2024 – 2025 учебный год
Содержание

Возрастные группы (возраст детей)
Старшая группа
(5-6 лет)

Подготовительная к школе
группа
(6-7 лет)

2

2

Количество
возрастных групп
Начало учебного
года
Окончание учебного
года
Продолжительность
учебного года, в том
числе деление на
полугодия
1 полугодие

13 недель (с 01.10.2024 по 31.12.2024)

2 полугодие

20 недель (с 09.01.2025 по 30.05 2025)

01 октября 2024
30 мая 2025
33 недели

Продолжительность каникул в течение учебного года
зимние

01.01.2025-08.01.2025

летние

02.06.2025-30.09.2025

Объем недельной
образовательной
нагрузки (час)
Объем
образовательной
нагрузки в месяц
(час)
Праздничные дни

1

1

4

4

Установленные законодательством Российской Федерации

11

Приложение №2

Учебный план на 2024- 2025 учебный год
Продолжительность занятий составляет - 30 минут.
Перспективное планирование занятий для детей 5-7 лет
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Тема
Знакомство с волшебной страной
Путешествие по улице формы
Путешествие по улице цвета
Путешествие по улице размера
Путешествие на улицу веществ
Путешествие на центральную площадь
Город чувств
Путешествие на Центральную площадь
Город похожестей и непохожестей
Город загадочных частей
Прогулка по улице неоконченных картин
Прогулка по улице разбросанных предметов
Прогулка по улице похожих частей
Путешествие в город загадочных мест
Путешествие в город загадочных дел
Путешествие в город противоречий
Прогулка по площади загадок
Загадочная школа. На уроке математики
На уроке письма
На уроке чтения
На уроке физкультуры
На уроке рисования
Путешествие на остров необычных свойств
Прогулка по сказочному парку
Прощание с волшебной страной

Количество
занятий
1
1
1
1
1
1
3
2
2
1
1
1
1
2
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1

Всего: 32 занятия

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».