Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 421 г. Челябинска»
454010, г. Челябинск, ул. Шота Руставели, 4-а, телефон (факс) 256- 56-15, 256-37-54,
mdou421@mail. ru; http://ds421.ru ИНН 7449020809; КПП 744901001
Принята на заседании
Педагогического совета
МБДОУ «ДС № 421 г. Челябинска»
Протокол № 1 дата 30.08.2024
Утверждаю:
Заведующий
МБДОУ «ДС № 421 г. Челябинска»
______________ Т.Н. Герасимова
Приказ № 57/3-о от 02.09.2024
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0EC8213E8456686988094DFC6A08169D
Владелец: Герасимова Татьяна Николаевна
Действителен: с 14.10.2024 до 07.01.2026
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ПЕСКА»
Возраст детей: 4 -6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составил:
Штраух И.В., педагог - психолог
Оглавление
Целевой раздел, пояснительная записка
3
1. 2.
Содержательный раздел
5
2. 3.
Организационный раздел
6
Список литературы
11
1.
Приложение № 1. Календарный учебный график
Приложение № 2. Учебный план
2
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально – гуманитарной направленности «Волшебный мир песка»
направлена на всестороннее, гармоничное развитие воспитанников и рассчитана на один год обучения.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка
форма деятельности. Часто словами ребенок не может выразить свои переживания, страхи. Создавая маленький материальный мир с помощью песка,
воды и миниатюрных фигурок, ребенок как бы выносит часть своего внутреннего мира вовне. Песочная картина или история, разыгранная на песочном
поле, отражает психологическое состояние ребенка, затрагивает актуальные
для него аспекты личностного развития, внутренние конфликты, неосознанные потребности и желания. Выражая в «песочном мире» состояние своей
души, ребенок с помощью психолога может лучше почувствовать, «разглядеть» и осознать нечто новое о самом себе. Контакт с песком способствует
релаксации и снижению тревожности. Совместная игра позволяет проявиться
возрастным и индивидуальным особенностям детей, которые составляют основу эмоциональных и поведенческих трудностей в общении. Проблемные
ситуации в групповом взаимодействии, возникающие в процессе игры, используются для развития навыков коммуникации.
Программа разработана на основе методических материалов: Н.В.
Кузуб, Э.И. Осипук «В гостях у песочной феи» Н.А. Сакович «Технология
игры в песок. Игры на мосту», Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице»,
М.А. Федосеева «Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии»
Цель: развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер ребёнка,
его коммуникативных навыков.
Эта цель достигается за счёт коллективной работы в песочнице, выполнения
совместных задач и упражнений, направленных на развитие произвольной
сферы ребёнка.
Задачи:
1. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой
моторики рук
2. Снижение психофизического напряжения, гармонизация психоэмоционального состояния
3. Развитие познавательных и психических процессов: внимания,
памяти, воображения.
4. Развитие эмоционального и социального интеллекта
3
5. Развитие навыков общения
Принципы и подходы к формированию программы
При разработке программы и подбора методов педагогического воздействия учитывались следующие принципы:
1. Учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста (ребенок, на
каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода);
2. Деятельностный подхода (предполагает опору на ведущий вид деятельности – игру);
3. Учет зоны ближайшего развития ребенка (опора на актуальный уровень
развития ребенка);
4. Индивидуальный подход (общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо);
5. Системность (состоит в том, что затрагиваются все стороны психофизического развития ребенка);
6. Последовательность изложения материала (предусматривает его подачу от
простого к сложному и логическую связь всех тем и этапов занятий между
собой);
7. Интегративность (соединение различных видов деятельности в единый
комплекс как всего курса в целом, так и каждого занятия в отдельности);
8. Вариативность (предусматривает использование различных вариаций выполнения одного задания, что позволяет привлечь различные анализаторные системы ребенка и, соответственно, получить максимальный результат)
Программа может быть реализована с детьми с тяжелыми нарушениями
речи.
Занятия «Волшебный мир песка» проводятся 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, 32 занятия в год (Приложение №1 «Календарный учебный
график», приложение №2 «Учебный план»).
Основная форма работы с обучающимися: тематические занятия, занятия интегрированного типа.
Планируемые результаты:
Снижение агрессивности и тревожности у детей
Уменьшение количества страхов
Повышение самооценки у детей дошкольного возраста
Приобретение навыков бесконфликтного взаимодействия в коллективе
4
Система мониторинга достижения детьми планируемых
результатов программы
Мониториноговое исследование планируемых результатов реализуемой
программы (диагностика) проводиться 2 раза в год: вводный – в октябре,
итоговый – в мае.
Для оценки эффективности используются следующие психологические диагностические методы:
• Метод наблюдения
• Диагностическое упражнение «Мой мир»
• Методика «Страхи в домиках»
• Методика «Лесенка»
2. Содержательный раздел
Программно-методическое обеспечение программы
1. Е.Ю. Конаныхина Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с
детьми – М.: Генезис, 2016
2. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь, 2006.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка
форма деятельности. Часто словами ребенок не может выразить свои переживания, страхи. Создавая маленький материальный мир с помощью песка,
воды и миниатюрных фигурок, ребенок как бы выносит часть своего внутреннего мира вовне. Песочная картина или история, разыгранная на песочном
поле, отражает психологическое состояние ребенка, затрагивает актуальные
для него аспекты личностного развития, внутренние конфликты, неосознанные потребности и желания. Выражая в «песочном мире» состояние своей
души, ребенок с помощью психолога может лучше почувствовать, «разглядеть» и осознать нечто новое о самом себе. Контакт с песком способствует
релаксации и снижению тревожности.
Совместная игра позволяет проявиться возрастным и индивидуальным
особенностям детей, которые составляют основу эмоциональных и поведенческих трудностей в общении. Проблемные ситуации в групповом взаимодействии, возникающие в процессе игры, используются для развития навыков
коммуникации.
5
3. Организационный раздел
Организация занятий «Волшебный мир песка»
В основе каждого занятия лежит игровой сюжет, сказочное путешествие,
открывающее для детей новые представления о мире, о себе, о своих отношениях с людьми. Занятия в песочнице дополняются арт – терапевтической
работой (работа с пластилином, цветным песком). Каждое творческое задание
соответствует теме занятия и раскрывает ее.
Структура занятий
Приветствие (настрой на занятие, появление Волшебника песка с песочными часами).
Разминка (сенсомоторные, тактильные игры в песочнице). Сенсомоторные
и тактильные игры в песочнице включают свободное пересыпание или перемещение песка в пространстве песочницы, прикосновение к песку, создание
на песке отпечатков, рисование каракуль и др.
Игровая часть. Тематическая или сюжетно – ролевая игра с включением
миниатюрных фигурок на песке.
Творческое задание. Творческие задания предлагаются по теме занятия и
направлены на закрепление полученного опыта, выражения эмоционального
состояния.
Прощание (завершение занятия, рефлексия).
№
Перспективное планирование занятий для детей 5-7 лет
Тема
Содержание
1.
Знакомство с песочной
страной
2.
В волшебном лесу
3
Острова чувств
Приветствие
Разминка
Упражнение «Песочные прятки»
Упражнение «Мой мир»
Ритуал прощания
Приветствие
Разминка
Упражнение «Дорожка из камушков»
Упражнение «Укрась животного»
Ритуал прощания
Приветствие
Разминка
Упражнение «Острова чувств»
Упражнение «Остров»
Ритуал прощания
6
Кол-во
занятий
1
1
1
4
5
6
7
8
9
10
11
Игрушечный город
Приветствие
Разминка
Упражнение «Создаём игрушечный город»
Упражнение «Превращение в игрушки»
Ритуал прощания
Джунгли зовут
Приветствие
Разминка
Упражнение «Голоса животных»
Упражнение «Превращение в животных»
Упражнение «Африка»
Ритуал прощания
Приключение ракушки Приветствие
Разминка
Упражнение «Удивительная ракушка»
Упражнение «Дорожка из камушков»
Упражнение «Отыщи игрушку»
Упражнение «Река –море»
Упражнение «Морское дно»
Ритуал прощания
Космическое путешеПриветствие
ствие
Разминка
Упражнение «Найди транспорт»
Упражнение «Планета заколдованных животных»
Ритуал прощания
Вслед за Солнышком
Приветствие
Разминка
Упражнение «Карта»
Упражнение «Лесные загадки»
Упражнение «Морские глубины»
Упражнение «Чудеса в пустыне»
Ритуал прощания
В гостях у цветочной
Приветствие
феи
Разминка
Упражнение «Королева с корзинками»
Сказка «Цветочная поляна»
Упражнение «Мои желания»
Ритуал прощания
Страна Гномов
Приветствие
Разминка
Упражнение «Песочные прятки» Сказка
«Страна Гномов»
Упражнение «Страна» Гномов
Ритуал прощания
Тайны подводного мира Приветствие
Разминка
Упражнение «Подводные жители»
7
1
1
1
1
1
1
1
1
12
Страна чудес
13
Прогулка по зоопарку
14
Затеряный мир динозавров
15
Песочный город
16
Звёздная страна
17
Феи времён года
18
Сокровище пустыни
Упражнение «Собери морских жителей»
Упражнение «Укрась морскую звезду»
Упражнение «Сказочный подводный мир»
Ритуал прощания
Приветствие
Разминка
Упражнение «Песочные облака»
Упражнение «Лес чудес»
Упражнение «Магазин»
Ритуал прощания
Приветствие
Разминка
Упражнение « Найди животных»
Упражнение «Звери в клетке» Упражнение
«Разноцветные камушки»
Упражнение «Случай в зоопарке»
Ритуал прощания
Приветствие
Разминка
Упражнение «Раскопки»
Упражнение «Следы динозавров»
Упражнение «Мир динозавров»
Ритуал прощания
Приветствие
Разминка
Упражнение «Разрезанная картинка»
Упражнение «Жители города» Упражнение
«Строим город»
Ритуал прощания
Приветствие
Разминка
Упражнение «Летает-не летает»
Упражнение «Картинки на песке»
Упражнение «Чего не стало» Упражнение
«Волшебные превращения»
Ритуал прощания
Приветствие
Разминка
Упражнение «Снежинки»
Упражнение «В весеннем лесу» Упражнение
«Песочная картинка «однажды в летний
день…» Упражнение «Осенние листочки»
Ритуал прощания
Приветствие
Разминка
Упражнение «Барханы»
Упражнение «Жители пустыни»
8
1
1
1
1
1
1
1
Упражнение «Чудесный оазис»
Ритуал прощания
19
Чудо-дерево
20
Город дружбы
21
Искатели сокровищ
22
Сказочная страна
23
Пчёлка в темноте
24
Трусливые черепашки
25
Печальный город
26
Затерянный город
Приветствие
Разминка
Сказка «Дерево желаний» Упражнение
«Песочная радуга»
Упражнение «Чудесная полянка»
Ритуал прощания
Приветствие
Разминка
Упражнение «Город дружбы»
Ритуал прощания
Приветствие
Разминка
Упражнение «Мост из кирпичиков»
Упражнение «Лес и его жители» Упражнение
«Морские жители»
Упражнение «Сундук сокровищ»
Ритуал прощания
Приветствие
Разминка
Рассказ песочного принца
Строительство Песочной страны
Ритуал прощания
Приветствие
Разминка
Упражнение «Рассказ песочного человека»
Рисование страхов на песке
Игры
Ритуал прощания
Приветствие
Разминка
Упражнение «Песочные черепашки»
Упражнение « Сонные черепашки»
Этюд «Мост страха»
Рисование на световом столе
Ритуал прощания
Приветствие
Разминка
Упражнение «Поделись настроением»
Упражнение «Рисуем эмоции»
Упражнение «Радостный танец»
Упражнение «Поделись настроением»
Ритуал прощания
Приветствие
Разминка
9
1
1
1
1
1
1
1
1
Упражнение «Сухое дерево»
Упражнение «Песочная река»
Упражнение «Археологи»
Упражнение «Строители»
Ритуал прощания
Приветствие
Разминка
Упражнение «Сказочный сон»
Упражнение «Мостики»
Упражнение «Волшебный кувшин»
Ритуал прощания
Приветствие
Разминка
Упражнение «Комплимент»
Упражнение «Раскопки»
Рисование волшебной птицы
Ритуал прощания
Приветствие
Разминка
Упражнение «Ветер»
Упражнение «Строим башню»
Упражнение «Волшебная раковина»
Упражнение «Волшебные очки»
Упражнение «Портрет друга»
Ритуал прощания
Коллективное строительство песочной
страны по собственному замыслу
27
Путешествие в сказку
28
Птица счастья
29
Царство песка
30
Моя страна
31
Моя страна
Коллективное строительство песочной
страны по собственному замыслу
1
32
Прощание с Песочной
страной
Приветствие
Разминка
Упражнение «Животные пустыни»
Упражнение «Лес, полный чудес» Упражнение «Морские обитатели»
Ритуал прощания
1
1
1
1
1
Итого 32 занятия
Материально – техническое обеспечение программы:
№
1
2
3
4
Наименование
Песочница 50х70
Ноутбук
Набор миниатюрных фигур
Песочница световая
Кол-во
1 шт
1 шт.
1 шт
1 шт
10
5
6
7
8
9
10
Песочные часы
Фигура волшебника
Раздаточный материал
Цветные карандаши, мелки, краски.
Пластилин
Цветной песок, клей
1 шт
1 шт
6 комплектов
6 комплектов
6 комплектов
6 комплектов
Кадровое обеспечение: занятия проводятся педагогом-психологом
Список литературы
1.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной
терапии. – Спб., 2001.
2.
Е.Ю. Конаныхина Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми –
М.: Генезис, 2016
3.
Зейц М. Пишем и рисуем на песке.- М.: Инт. 2010
4.
Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь, 2006.
5.
Тупичкина Е.А. Мир песочных фантазий: программа обучения детей рисованию
песочных картин. - –.:АРКТИ. 2016
6.
Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамическая терапия.– СПб.: Речь, 2007.
11
Приложение №1
Календарный учебный график
на 2024 - 2025 учебный год
Содержание
Возрастные группы (возраст детей)
Средняя группа
Старшая группа
(4-5 лет)
(5-6 лет)
Количество воз2
2
растных групп
Начало учебного
01 октября 2024
года
Окончание учебно30 мая 2025
го года
Продолжительность
33 недели
учебного года, в том
числе деление на
полугодия
1 полугодие
13 недель (с 01.10.2024 по 31.12.2024)
2 полугодие
20 недель (с 09.01.2025 по 30.05 2025)
Продолжительность каникул в течение учебного года
зимние
летние
Объем недельной
образовательной
нагрузки (час)
Объем образовательной нагрузки в
месяц (час)
Праздничные дни
01.01.2025-08.01.2025
02.06.2025-30.09.2025
1
1
4
4
Установленные законодательством Российской Федерации
12
Приложение №2
Учебный план на 2024- 2025 учебный год
Продолжительность занятий составляет - 45 минут.
№
Тема
Кол-во занятий
1.
Знакомство с песочной страной
1
2.
В волшебном лесу
1
3
Острова чувств
1
4
Игрушечный город
1
5
Джунгли зовут
1
6
Приключение ракушки
1
7
Космическое путешествие
1
8
Вслед за Солнышком
1
9
В гостях у цветочной феи
1
10
Страна Гномов
1
11
Тайны подводного мира
1
12
Страна чудес
1
13
Прогулка по зоопарку
1
14
Затеряный мир динозавров
1
15
Песочный город
1
16
Звёздная страна
1
17
Феи времён года
1
18
Сокровище пустыни
1
19
Чудо-дерево
1
20
Город дружбы
1
21
Искатели сокровищ
1
22
Сказочная страна
1
23
24
Пчёлка в темноте
Трусливые черепашки
1
1
25
Печальный город
1
26
Затерянный город
1
27
Путешествие в сказку
1
28
Птица счастья
1
29
30
Царство песка
Моя страна
1
2
31
Прощание с Песочной страной
1
Итого:
13
32
14