Инструментарий. Наш дом-Южный Урал. Речевое развитие

Инструментарий сбора информации для оценки индивидуального развития ребенка по ОО «Речевое развитие»
Критерий оценки
малые
фольклорные
жанровые формы
(колыбельные
песни, пестушки,
потешки,
прибаутки,
небылицы,
небылицыперевертыши,
заклички,
приговорки,
загадки)

Возраст
младший
дошкольный
возраст
(3-5 лет)

Показатель
Диагностическая методика
Проявляет
интерес,
эмоционально- Д/и с куклой «Уложим куклу Машу спать», «Поиграем с Машей»,
положительное отношение к малым «Искупаем Машу», «Накорми Машу», «Умывалочка»
фольклорным формам
Задача: выявить уровень интереса к малым фольклорным формам
(колыбельные песни, пестушки, потешки).
Материал: кукла Маша.
Различает на слух малые фольклорные
формы (колыбельные песни, пестушки,
потешки,
прибаутки,
небылицы,
небылицы-перевертыши,
заклички,
приговорки, загадки)

Д/и «Театр потешек и прибауток»
Задача: выявить умение определять на слух потешки и прибаутки.
Материал: разные виды театра (кукольный, пальчиковый, на
ложках и т.д.).
Д/и «Так бывает или нет?»
Задача: выявить уровень сформированности знаний о
небылицах, небылицах-перевертышах, их особенностях –
непоследовательность в суждениях.
Материал: книги и картотеки с текстами небылиц, небылицперевертышей, иллюстрации к небылицам.
Д/и «Бабушка-загадушка»
Задача: выявить умение определять на слух малые фольклорные
формы – загадки, узнавать предметы по словесному описанию,
опираясь на зрительное восприятие предметов.
Материал: платок для педагога, картотека загадок, игрушки или
предметные картинки на тему «Игрушки», «Овощи», «Животные»,
«Одежда» и др.

Исполняет колыбельные песни, потешки,
пестушки,
прибаутки,
заклички,
приговорки в самостоятельной игровой
деятельности,
сопровождая
слова

Наблюдения за природными явлениями на прогулке (солнцем,
дождем, радугой и т.д.).
Задача: выявить уровень умения использовать заклички и
приговорки в совместной с педагогом и самостоятельной
деятельности.
Материал: картотека закличек и приговорок.
Целевое наблюдение за игровой деятельностью детей.
Задача: выявить уровень умения использовать колыбельные песни,
потешки, прибаутки, заклички, приговорки в самостоятельной
деятельности,
сопровождая
слова
движениями
и

движениями и звукоподражанием
Имеет представления об отличительных
особенностях разных жанров фольклорных
произведений (происхождение, форма,
назначение, содержание)
возраст 4-5
лет

звукоподражанием.
Д/и «Назови, одним словом», «Угадай-ка»
Задача: выявить уровень сформированности знаний о разных
жанрах фольклорных произведений по отличительным
особенностям (происхождение, форма, назначение, содержание).
Материал: аудиозаписи и картотеки малых фольклорных жанровых
форм.
Проявляет
интерес
к
устному Д/и «Фольклорные рифмы»
словотворчеству: с помощью воспитателя Задача: выявить уровень интереса к словотворчеству (с помощью
придумывает
отдельные
строки взрослого, а затем и самостоятельно придумывать отдельные
фольклорных произведений
строки фольклорных произведений).
Материал: кукла, колыбель, сюжетные картинки.

большие
фольклорные
жанровые формы
(докучные сказки)
Поэты и писатели
Урала

младший
дошкольный
возраст
(3-5 лет)

малые
фольклорные
жанровые формы
(колыбельные
песни, пестушки,
потешки,
прибаутки,
небылицы,
небылицыперевертыши,
заклички,
приговорки,
загадки)

старший
дошкольный
возраст
(5-7 лет)

Называет особенности докучных сказок
(отсутствие завершенности, повторность)

Проявляет интерес
Н.В.Пикулевой

к

произведениям

Различает
и
называет
жанровые
особенности малых фольклорных форм
(происхождение,
назначение,
форма,
выразительные средства)

Понимает смысл пословиц и поговорок,
использует
их
в
разных
видах
деятельности

Умеет сравнивать пословицы разных
народов (русские, башкирские, татарские),
отражающих одну и ту же мысль
Умеет выделять выразительные средства
фольклорных произведений (сравнение,
эпитеты, олицетворение) использует их в
речи

Д/и «Шутки-балагурки»
Задача: выявить уровень понимания особенностей докучных сказок
(отсутствие завершенности, повторность).
Материал: аудиозаписи и картотека докучных сказок.
Чтение произведений южноуральской писательницы Н.Пикулевой.
Задача: выявить интерес к героям произведений Н.Пикулевой.
Материал: сборник произведений Н.Пикулевой и иллюстрации к
произведениям.
Беседа «Разные жанры»
Задача: проверить умение различать и называть разные жанровые
особенности фольклорных произведений по отличительным
особенностям (происхождение, форма, назначение, содержание).
Материал: аудиозаписи и картотеки фольклорных жанровых форм,
вопросы для беседы.
Беседа «Понимание смысла пословиц»
Задача: изучить особенности понимания смысла пословиц и
поговорок.
Материал: вопросы для беседы.
Д/у «Подбери пословицу к сказке»
Задача: выявить умение подбирать пословицу к сказке,
выражающую главную мысль.
Материал: картотека с текстами пословиц, картинки к сказкам.
Наблюдение за деятельность детей в разных видах детской
деятельности.
Задача: определить умение использовать пословицы и поговорки в
разных видах детской деятельности.
Д/у «Подбери пословицу»
Задача: проверить умения сравнивать пословицы разных народов
(русские, татарские, башкирские), отражающие одну и ту же мысль.
Материал: картотека с текстами пословиц разных народов.
Д/и «Красивые слова»
Задача: выявить умение воспринимать и понимать образное
содержание фольклорных произведений, вычленять средства
художественной выразительности.

Знает
отличительные
особенности
народных фольклорных произведений от
авторских

Придумывает
небылицы,
заклички,
колыбельные песни, дразнилки, загадки по
аналогии с готовыми текстами

Материал: вопросы для беседы.
Наблюдение за речевой деятельностью детей
Задача: определить умение использовать в речи выразительные
средства фольклорных произведений.
Д/у «Найди отличие»
Задача: изучить умения отличать народные фольклорные
произведения от авторских.
Материал: картотеки с фольклорными произведениями, сборники с
авторскими произведениями, карточки с изображением одного
круга (автор) и несколько кругов (народ).
Д/и «Отгадай-ка»
Задача: выявить умение описывать предмет, не глядя на него,
выделять существенные признаки.
Материал: карточки с картинками описываемого предмета.
Д/и «Магазин игрушек»
Задача: проверить умение детей описывать предмет, находить его
существенные признаки, узнавать предмет по описанию.
Материал: карточки с картинками предметов.
Д/и «Придумай небылицу».
Задача: выявить умение придумывать самостоятельно небылицы,
включая их в свой рассказ.
Д/и «Придумай загадку»
Задача: изучить умение придумывать загадки.
Материал: карточки с картинками загадываемого предмета.

Д/и «Найди рифму»
Задачи: проверить умение подбирать рифмующиеся слова.
Материал: карточки с картинками, к которому нужно подобрать
рифму.
Умеет самостоятельно применять знания Проблемная ситуация «Придумай свой текст»
об
отличительных
особенностях Задача: определить умение самостоятельно применять знания об
фольклорных
произведений
разных отличительных особенностях фольклорных произведений разных
жанров при сочинении своих текстов
жанров при сочинении своих текстов.
Материал: кукла Маша.

большие
фольклорные
жанровые формы
(докучные сказки,
легенды, былины,
сказки, предания)

Владеет
средствами
выразительного Наблюдение за деятельностью детей в повседневной жизни.
исполнения фольклорных произведений в Задача: определить уровень владения средствами выразительного
разных видах детской деятельности
исполнения фольклорных произведений в разных видах детской
деятельности.
Различает
и
называет
жанровые Д/у «Что это?»
особенности больших фольклорных форм Задача: изучить умение узнавать разные жанры фольклорных
(происхождение,
назначение,
форма, произведений по отличительным особенностям (происхождение,
выразительные средства)
форма, назначение, содержание).
Материал: аудиозаписи и картотеки больших фольклорных
жанровых форм.
Проявляет
устойчивый
интерес
к Наблюдение за деятельностью детей.
легендам,
преданиям,
отражающим Задача: определить уровень устойчивого интереса детей к
географические,
исторические легендам, преданиям, сказкам, отражающим географические,
особенности родного края (происхождение исторические особенности родного края.
названий рек, гор, поселений), сказкам, Материал: иллюстрации к сказкам, легендам, преданиям
бытующим у русского, башкирского, отражающие географические, исторические особенности родного
татарского народа, уральского казачества
края (рек, озер, гор, поселений).
Понимает
нравственный
смысл Беседа «Хорошо или плохо»
фольклорных произведений, мотивов, Задача: изучить особенности понимания нравственного смысла
фольклорных произведений, мотивов, поступков персонажей
поступков персонажей сказок
сказок.
Материал: сборник с текстами фольклорных произведений,
вопросы для беседы.
Самостоятельно
пересказывает
и Д/у «Перескажи текст»
драматизирует небольшие литературные Задача: изучить умения самостоятельно пересказывать небольшие
произведения уральских писателей, сказки литературные произведения уральских писателей, сказки народов
народов Южного Урала
Южного Урала.
Материал: сюжетные картинки к произведениям уральских
писателей, сказкам народов Южного Урала.

Составляет
по
плану
и
описательные и сюжетные
региональной тематики

Наблюдение за деятельностью детей в играх – драматизациях.
Задача: изучить умения драматизировать небольшие литературные
произведения уральских писателей, сказки народов Южного Урала.
образцу Д/у «Составь рассказ»
рассказы Задача: изучить умения составлять по плану и образцу
описательные и сюжетные рассказы региональной тематики.
Материал: вопросы к беседе, сюжетные картинки к произведению.

Владеет
средствами
выразительного
исполнения фольклорных произведений в
повседневной жизни
Использует образные сравнения, описания
при рассматривании предметов быта,
искусства

Поэты и писатели
Урала

Целевое наблюдение за речевой деятельностью детей.
Задача: определить уровень владения средствами выразительного
исполнения фольклорных произведений в повседневной жизни.
Д/и «Магазин предметов быта и искусства»
Задача: изучить умение использовать образные сравнения,
описания при рассматривании предметов быта, искусства.
Материал: карточки с изображением предметов быта, искусства.
Знает поэтов и писателей Южного Урала
Викторина «Писатели и поэты Южного Урала»
Задача: изучить уровень представлений о поэтах и писателях
Южного Урала
Материал: портреты писателей и поэтов Южного Урала: П.П.
Бажова, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Л. Татьяничевой, Б. Ручьева, А.
Дементьева, Н. Кондратковской, Н. Пикулевой.
Называет 2-3 произведения уральских Д/и «Найди пару»
поэтов и писателей
Задачи: определить уровень сформированности представлений о
произведениях уральских писателей и поэтов.
Материал: картинки портретов уральских писателей и поэтов,
иллюстрации к произведениям уральских писателей и поэтов.

Читает
строки
уральских поэтов

из

Д/и «Угадай произведения уральских поэтов и писателей»
Задача: выявить уровень сформированности представлений о
произведениях уральских поэтов и писателей.
Материал:
аудиозаписи,
картотеки,
сборники
сказок,
стихотворений уральских поэтов.
стихотворений Д/у «Прочитай отрывок из стихотворения уральского поэта»
Задача: определить умение читать строки из стихотворений
уральских поэтов.

Показатели к технологической карте «Индивидуальное развитие ребенка по ОО «Речевое развитие»
Фольклорные жанровые формы

Возраст

Младший
дошкольный
возраст
(3-5 лет)

Старший

малые формы
(колыбельные песни, пестушки,
потешки, прибаутки, небылицы,
небылицы-перевертыши, заклички,
приговорки, загадки, дразнилки,
пословицы, поговорки)

большие формы
(докучные сказки, легенды, предания,
сказки)

Поэты и писатели Урала

- проявляет интерес, эмоционально- - называет особенности докучных сказок - проявляет интерес к произведениям
положительное отношение к малым (отсутствие завершенности, повторность). Н.В.Пикулевой.
фольклорным формам;
- различает на слух малые фольклорные
формы (колыбельные песни, пестушки,
потешки,
прибаутки,
небылицы,
небылицы-перевертыши,
заклички,
приговорки, загадки);
- исполняет колыбельные песни,
потешки,
пестушки,
прибаутки,
заклички,
приговорки
в
самостоятельной игровой деятельности,
сопровождая слова движениями и
звукоподражанием;
в возрасте 4-5 лет:
имеет
представления
об
отличительных особенностях разных
жанров фольклорных произведений
(происхождение, форма, назначение,
содержание);
- проявляет интерес к устному
словотворчеству:
с
помощью
воспитателя придумывает отдельные
строки фольклорных произведений.
- различает и называет жанровые

-

различает

и

называет

жанровые

- знает поэтов и писателей Южного

дошкольный
возраст
(5-7 лет)

особенности малых фольклорных форм
(происхождение, назначение, форма,
выразительные средства);
- понимает смысл пословиц и
поговорок, использует их в разных
видах деятельности;
- умеет сравнивать пословицы разных
народов
(русские,
башкирские,
татарские), отражающих одну и ту же
мысль;
- умеет выделять выразительные
средства фольклорных произведений
(сравнение, эпитеты, олицетворение)
использует их в речи;
- знает отличительные особенности
народных фольклорных произведений
от авторских;
- придумывает небылицы, заклички,
колыбельные песни, дразнилки, загадки
по аналогии с готовыми текстами;
- умеет самостоятельно применять
знания об отличительных особенностях
фольклорных произведений разных
жанров при сочинении своих текстов;
- владеет средствами выразительного
исполнения фольклорных произведений
в разных видах детской деятельности.

особенности больших фольклорных форм Урала;
называет
2-3
произведения
(происхождение,
назначение,
форма, уральских поэтов и писателей;
выразительные средства);
- проявляет устойчивый интерес к - читает строки из стихотворений
легендам,
преданиям,
отражающим уральских поэтов.
географические,
исторические
особенности родного края (происхождение
названий рек, гор, поселений), сказкам,
бытующим у русского, башкирского,
татарского народа, уральского казачества;
понимает
нравственный
смысл
фольклорных произведений, мотивов,
поступков персонажей сказок;
самостоятельно
пересказывает
и
драматизирует небольшие литературные
произведения уральских писателей, сказки
народов Южного Урала;
- составляет по плану и образцу
описательные и сюжетные рассказы
региональной тематики;
- владеет средствами выразительного
исполнения фольклорных произведений в
повседневной жизни;
использует
образные
сравнения,
описания при рассматривании предметов
быта, искусства.

Младший дошкольный возраст (3-5 лет)
Д/и с куклой «Уложим куклу Машу спать»
Инструкция: педагог берет в руки куклу и говорит: «Машенька устала, целый день играла. И
захотела уже Маша спать. Я сейчас Машу покачаю и песенку спою». Поет колыбельную
песню и просит детей подпевать ей. Затем предлагает ребенку покачать куклу и спеть
колыбельную песню.
Д/и с куклой «Накорми Машу», «Искупаем Машу», «Умывалочка», «Поиграем с Машей»
Игры проводятся аналогично игре «Уложим куклу Машу спать».
В д/и произносятся слова потешек, пестушек.
Д/и «Театр потешек и прибауток»
Инструкция: педагог расставляет на столе знакомые детям кукольные персонажи (петушок,
собачка, котик, козочка, сорока и т.д.). Затем педагог берет одного персонажа и произносит
потешку. Далее просит детей вместе с ней произнести слова потешки. Позднее предлагает
ребенку выбрать кукольного персонажа и произнести про него потешку или прибаутку.
Д/и «Так бывает или нет?»
Инструкция: педагог объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В
моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает и сказать, почему так не может быть».
Дети называют несоответствие в тексте жизненным реальным наблюдениям и находят на
столе иллюстрацию соответствующую небылице (на столе заранее разложены иллюстрации
к небылицам).
Д/и «Бабушка-загадушка»
Инструкция: педагог для детей 3-4 лет раскладывает на столе знакомые детям игрушки или
расскадывает предметные картинки на тему «Игрушки», «Овощи», «Животные», «Одежда»,
др. (для детей 4-5 лет можно убрать зрительное восприятие предметов) и говорит, что
загадает загадку, а они должны отгадать, о какой игрушке в ней говорится. После этого дает
краткое описание одного из стоящих на столе предметов.
Д/и «Назови, одним словом»
Инструкция: педагог предлагает детям послушать фольклорные произведения одного жанра,
а затем спрашивает детей, произведения какого фольклорного жанра они слушали, и как
догадались. Если дети затрудняются определить жанр фольклорного произведения, педагог
задает наводящие вопросы.
Д/и «Угадай-ка»
Инструкция: педагог предлагает детям послушать фольклорные произведения разных
жанров, а затем спрашивает детей, произведение какого фольклорного жанра они слушали, и
как догадались. Если дети затрудняются ответить, то педагог помогать детям с помощью
вопросов, определить жанр фольклорных произведений.
Например:
- Как называются песни, которые поют когда укладывают детей спать?
- Какие слова вам подсказали, что это колыбельная песня?
- Как называется фольклорные произведения, которые забавляют, развлекают и учат детей
выполнять движения?
- Как называется небольшое стихотворение, обращенное к различным явлениям природы?
Д/и «Фольклорные рифмы»

Инструкция: педагог объясняет правила игры: «Сейчас мы будем с вами сочинять
колыбельные песни. Затем педагог берет в руки куклу и начинает петь: «Баю-баю-баю
Ванечку качаю», а далее дети по желанию продолжают в рифму исполнять колыбельную (с
начало дети рифмуют отдельные слова, а затем фразы).
Например:
Баю-баю-баю Ванечку качаю.
Будет Ваня крепко спать
Будет сильным вырастать.
Я Андрюшеньку качаю
Нежно песню напеваю:
Баю-баю-баю.
Колыбельку я качаю
Машеньке я напеваю:
Баю-баю-баю, баю-баю-баю.
Будет Маша крепко спать
И здоровой вырастать.
Далее педагог предлагает ребенку покачать куклу и спеть свою колыбельную песню или
сочинить колыбельную по сюжету картинки.
Д/и «Шутки-балагурки»
Инструкция: педагог предлагает детям послушать шутки-балагурки – докучные сказки.
Далее включает аудиозаписи или читает сказки, показывая детям образец правильного
рассказывания докучной сказки (выдерживая интонации и паузы), а затем поясняет, что
докучные сказки по форме повествования близки к сказкам и присказкам, а особенности
докучных сказок – отсутствие завершенности, повторность.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Беседа «Разные жанры»
Инструкция: педагог предлагает прослушать произведения разного жанра. После
прослушивания каждого жанра задаются вопросы:
1. Что тебе прочитали? (Выявление узнавания жанра).
2. Почему ты думаешь, что это ….(Проверяется понимание специфических особенностей
каждого жанра).
Беседа «Понимание смысла пословиц и поговорок»
Инструкция: педагог предлагает послушать пословицу (поговорку), повторить ее, затем
ответить на вопросы:
- Как понимаешь эту пословицу (поговорку)?
- Когда говорят эту пословицу (поговорку)?
- Как можно сказать об этом по-другому?
Д/у «Подбери пословицу к сказке»
Инструкция: педагог читает строки из сказки, а затем несколько пословиц. Ребенок выбирает
пословицу, подходящую по смыслу к сказке.
Например: ребенку задаются вопросы:
- Какая из этих пословиц подходит по смыслу к сказке «Петух да собака»? Почему?
- Готовь сани летом, а телегу зимой.
- Труд кормит, а лень портит.
- Друзья познаются в беде.
Д/у «Подбери пословицу»
Инструкция: педагог произносит пословицу и предлагает подобрать к ней пословицы разных
народов (русскую, башкирскую, татарскую), отражающую одну и ту же мысль.
Например: читает пословицу «Без труда не появится еда» (башкирская пословица). Ребенок
подбирает пословицы других народов, отражающие одну и ту же мысль: «Не потрудиться,
так и хлеба не родится » (русская пословица), «Без труда и зайца не поймаешь» (татарская
пословица).
Д/у «Красивые слова»
Инструкция: педагог читает фольклорное произведение.
Например, загадку:
За деревьями, за кустами
Промелькнуло быстрое пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.
Затем задает вопросы:
- Как ты догадался, что это лиса? (Понимание метафоры)
- С чем сравнивают лису?
- Почему лису сравнивают с пламенем? (Выделение сравнений).
- Как можно по-другому сказать о лисе? С чем ее можно сравнить?
Оценивается понимание детьми художественного образа, заключенного загадке, вычленения
сравнения, эпитетов, осознание метафор.
Д/у «Найди отличие»
Инструкция: педагог читает отрывок из фольклорного произведения или авторского. Ребенок
поднимает карточку, на которой изображен один круг (автор) или несколько кругов (народ).

Д/и «Отгадай-ка»
Инструкция: педагог предлагает описать предметы, изображенные на картинке, соблюдая
правила: рассказывать о предмете надо так, чтобы дети не сразу догадались о нем.
Затем педагог кладет фишку в руку любому играющему. Ребенок встает и дает описание
предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает
свой предмет и передает фишку следующему играющему, чтобы тот отгадал. Игра
продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку.
Д/и «Придумай небылицу»
Инструкция: педагог говорит: «Писатели и поэты создали много интересных стихов,
рассказов, сказок». Мы с вами немало их прочитали. А ведь мы с вами и сами можем
попробовать придумать смешной рассказ.
Вот послушайте, какой рассказ – небылицу придумала я…»
Примерный рассказ воспитателя:
«Утром, когда солнце село, я встала и пошла на работу. Подошла к детскому саду и увидела
там детей». Я сказала им «до свидания». Мы пошли в детский сад, зашли в комнату и сели
завтракать».
Дети слушают внимательно, а потом называют небылицы. Далее педагог говорит детям:
«Кто из вас хочет сам придумать небылицу, а ребята будут слушать, и замечать небылицы».
Д/и «Придумай загадку»
Инструкция: педагог объясняет детям, что загадка состоит из трех сравнений, действий
одного предмета с другим.
Выбираем объект. Задается вопрос «Что умеет делать этот объект?» (сравнение действий).
Ребенок перечисляет.
Например: перед детьми ставится цель - придумать загадку про поросенка.
Для этого из ряда картинок нужно выбрать изображения, у которого есть что-то общее с
этим животным. На основе этого сравнения дети выбирают объект, называют сходство.
Поросенок, как и собака, домашнее животное.
Любит желуди как белка.
Роет землю, как экскаватор.
Второй вариант более сложный: придумывание загадки на противоречие.
Домашнее животное, но не собака.
Любит желуди, но не белка.
Роет землю, но не экскаватор.
Д/у «Придумывание загадок при помощи вопросов»
Инструкция: педагог задает ребенку к загаданному предмету следующие вопросы:
- Что это за предмет?
- Зачем он нужен?
- Из какого материала сделан?
- На что похож?
Затем ребенок рассматривает картинки, игрушки, предметы и выделяя признаки, называет
их, сравнивает одни предметы с другими, устанавливает связи между ними, затем как
обобщение сказанного загадывает загадку об этих предметах (дается образец составления
загадки). Наконец, дети сами составляют краткое описание предметов в виде загадки,
основываясь на услышанных образцах.
Д/и «Найди рифму»
Инструкция: педагог предлагает поиграть в игру. Произносит какое-либо слово (или
показывает картинку с изображением предмета), а ребенок должен подобрать к нему рифму,
т.е. рифмующиеся слово. Заранее подбираются слова, которые легко рифмуются.

Если ребенок называет слово, которое не рифмуется, воспитатель предлагает послушать, как
звучат оба слова, и просит назвать другое.
Проблемная ситуация «Придумай свой текст»
Инструкция: педагог предлагает ребенку придумать текст фольклорного произведения
(потешки, колыбельной, прибаутки, загадки, небылицы) в зависимости от ситуации:
«Накорми Машу», «Искупаем Машу», «Уложи Машу спать», «Расскажи Маше небылицу»,
«Поиграй с Машей».
Д/у «Что это?»
Инструкция: педагог читает текст фольклорного произведения, а затем спрашивает детей:
- Что тебе прочитали?
- Как называется фольклорное произведение, которое я прочитала?
- Почему ты думаешь, что это …?
- В каком фольклорном произведении говорится об обычаях, традициях, образе жизни
народов Южного Урала.
Ребенок должен назвать жанр, назначение, форму, происхождение, содержание
произведения.
Беседа «Хорошо или плохо»
Инструкция: педагог читает текст фольклорного произведения, а затем задает детям
вопросы:
- Кто вам больше понравился? Почему?
- Нравится ли тебе этот герой или нет? Почему?
- Как нужно было поступить герою?
Д/у «Перескажи текст»
Инструкция: педагог предлагает ребенку серию сюжетных картинок к произведениям
уральских писателей, сказкам народов Южного Урала. Ребенок раскладывает картинки в
соответствии с текстом, а затем пересказывает текст с опорой на картинки.
Д/у «Составь рассказ»
Инструкция: педагог предлагает ребенку составить рассказ по плану или образцу (используя
модели, картинки региональной тематики).
Д/и «Магазин предметов быта и искусства»
Инструкция: педагог обращается к детям: «У нас открылся новый магазин, где продают
предметы быта и искусства, но чтобы купить предмет, нужно выполнить одно условие: не
называть его, а описать. По вашему описанию продавец узнает предмет и продаст вам.
Дети по очереди описывают предметы.
Д/и «Найди пару»
Инструкция: педагог предлагает рассмотреть карточки с изображением портретов уральских
писателей, поэтов и подобрать к ним карточку с иллюстрацией к произведению, которое он
написал.
Д/и «Угадай произведения уральских поэтов и писателей»
Инструкция: педагог читает отрывок из произведения уральского поэта или писателя,
ребенок слушает, а затем называет автора и название произведения. Если ребенок
затрудняется ответить, то педагог задает наводящие вопросы.

Технологическая карта «Индивидуальное развитие ребенка по ОО «Речевое развитие»

№
п/п
Фамилия, имя ребенка

1
2
3

Фольклорные жанровые формы
малые формы
большие формы
(колыбельные песни,
(докучные сказки,
пестушки, потешки,
легенды, предания,
прибаутки, небылицы,
сказки)
небылицы-перевертыши,
заклички, приговорки,
загадки, дразнилки,
пословицы, поговорки)
Н

Итог

К

Н

К

Итог

Поэты и писатели
Урала
Н
Н

К

Б

К
У

Б

У


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».