Инструментарий сбора информации для оценки индивидуального развития ребёнка по ОО «Познавательное развитие»
История
Южного
Урала
Природа
Южного
Урала
младший дошкольный возраст
(3-5 лет)
Возраст
Показатель
Знает название родного города
(некоторых городских объектов), региона
Имеет представления о проживании
разных народов на Южном Урале
Имеет представления о природногеографических зонах (экосистем)
Южного Урала: лесная, горная, степная
Диагностическая методика
Беседа «Мой родной город»
Задача: определить уровень знаний о родном городе, истории его
возникновения, достопримечательностях города, области, региона.
Материал:
картинки
с
достопримечательностями
города
Магнитогорска
Д/и «Сложи картинку»
Задача: выявить уровень знаний о некоторых городских объектах.
Материал: целая картинка с изображением достопримечательностей
города и такие же картинки, но только разрезанные на четыре равные
части по вертикали или диагонали
Д/и (ТРИЗ) «Народы Южного Урала»
Задача: выявить уровень представлений о проживании разных
народов на Южном Урале
Материал «круги Луллия» (методика основана на изобретении
Раймонда Луллия (14 век, Италия, схемы признаков; набор картинок
для «Кругов Луллия»: национальные костюмы – женский и мужской,
изображение элемента костюма народов Южного Урала
Дидактическое упражнение «Исправь ошибку»
Задача: определить уровень представлений о природногеографических зонах Южного Урала
Материал: картинки с изображением природно-географических зон
Южного Урала, мелкие игрушки животных
Семейные и
культурные
традиции
Южного
Урала
Знает факты о жизни животных и
растений экосистем Южного Урала
Д/и «Найди домик»
Задача: выявить уровень знаний о жизни животных и растений в
разных средах обитания Южного Урала
Материал: цветные листы бумаги формата А-4 (зеленый-лес, синийводоемы, желтый-степь, коричневый-горы), карточки с изображением
животных, растений Южного Урала
Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»
Задача: выявить уровень знаний о животных, растениях и птицах
родного края
Материал: картинки с изображением животных, птиц, растений
Южного Урала
Имеет представления о семье,
родственных связях
Беседа «Моя семья»
Задача: определить уровень представлений о семье, о родственных
отношениях
Материал: мяч
Дидактическое упражнение «Собери семью»
Задача: выявить уровень знаний о семье и ее членах.
Материал: карточки с изображением членов семьи (папа, мама, дочка,
сын, бабушка, дедушка, карточки - обуви, одежды)
Имеет представления о предметах быта
народов Южного Урала, значение слова
«утварь»
Дидактическое упражнение «Отгадай загадки»
Задача: выявить уровень знаний о предметах быта русского народа,
знание слова «утварь»
Материал: картинки с изображением орудия труда и предметы быта
Домино «Народная одежда»
Задача: выявить знания детей о народной одежде.
Материал:
карточки с изображением народной одежды (рубаха, сарафан, фартук,
платок, «косоворотка», портки, кушак и т.д.)
Проявляет интерес к национальным
костюмам народов Южного Урала
(русские, башкирские, татарские)
старший дошкольный возраст
(5-7 лет)
История
Южного
Урала
Выявить уровень знаний о родном городе,
истории его возникновения,
достопримечательностях города, области,
региона
Беседа «Мой родной город»
Задача: определить уровень знаний о родном городе (селе), истории
его возникновения, достопримечательностях города, области,
региона.
Материал:
картинки
с
достопримечательностями
города
Магнитогорска, глобус.
Д/и «Достопримечательности города Магнитогорска»
Задача: определить уровень знаний детей о достопримечательностях
города Магнитогорска.
Материал:
карточки-образцы
с
изображением
достопримечательностей города Магнитогорска, разрезные картинки.
Выявить уровень знаний об истории
заселения людьми территории Южного
Урала, местах проживания первобытных
людей
Беседа «История Южного Урала»
Задача: определить уровень знаний об истории заселения людьми
территории Южного Урала, местами проживания первобытных
людей.
Материал: картинки с изображением первобытных людей, местом их
проживания.
Выявить уровень представления о
появлении первой металлургии, добычи
железной, медной руды, возникновения
городов-крепостей в эпоху бронзы
Беседа «Богатство Южного Урала»
Задача: определить уровень представлений о добычи железной,
медной руды, возникновения городов-крепостей в эпоху бронзы.
Материал: картинки с изображением добычи железной, медной руды,
первых железных изделий: стамески, диски, стержни и др.
Выявить уровень знаний о проживании Беседа «Народы Южного Урала»
разных народов на Южном Урале
Задача: определить уровень знаний о народах, проживающих на
территории Южного Урала
Материал:
картинки
с
изображениями
людей
разных
национальностей, проживающих на Южном Урале
Выявить уровень знаний о кочевых и Беседа «Образ жизни народов Южного Урала»
оседлых народах Южного Урала
Задача: определить уровень знаний об образе жизни кочевых и
оседлых народах Южного Урала.
Выявить уровень знаний о разных видах Беседа «Виды труда народов Южного Урала»
труда народов, проживающих в разных Задача: определить уровень знаний о разных видах труда народов,
районах Южного Урала
проживающих на территории Южного Урала.
Выявить уровень знаний о мастеровых и Беседа «Мастера Южного Урала»
рабочих железо- и медеплавильных Задача: определить уровень знаний детей о мастеровых, рабочих
заводов и шахт Южного Урала
металлургического комбината и людях, работающих на шахте.
Выявить уровень представления о службе
казаков, охраняющих границы Родины,
имеющих специфический жизненный
уклад, традиции
Природа
Южного
Урала
Беседа «Уральский казак»
Задача: определить уровень знаний об уральских казаках, их образе
жизни, основных видах деятельности.
Материал: иллюстрации с изображением казаков.
Д/и «Промыслы Уральских казаков»
Задача: выявить уровень знаний об основных видах деятельности
уральских казаков, орудиях труда.
Материал: картинки с изображением казака, орудий труда.
Выявить уровень знаний о природно- Д/и «Природа Южного Урала».
географических зонах Южного Урала: Задача: определить уровень знаний об особенностях природнолесная, горная, лесостепная, степная
географических зонах Южного Урала.
Материал: карточки с изображением природно-климатических зон,
фишки.
Выявить уровень знаний о некоторых Беседа «Путешествие по Южному Уралу»
природных объектах (озер, гор, рек и др.), Задача: определить уровень знаний о названиях озер, рек, гор,
отражающих историю родного края
расположенных на территории Южного Урала.
Материал: карта Южного Урала, иллюстрации с изображением озер,
рек, гор Южного Урала.
Выявить уровень знаний о некоторых Беседа «Путешествие по Южному Уралу»
природных объектах (озер, гор, рек и др.), Задача: определить уровень знаний о названиях озер, рек, гор,
отражающих историю родного края
расположенных на территории Южного Урала.
Материал: карта Южного Урала, иллюстрации с изображением озер,
рек, гор Южного Урала.
Выявить уровень знаний о растениях, Беседа «Живая природа Южного Урала»
животных, птицах, обитающих в регионе Задача: определить уровень знаний о растениях, животных, птицах,
обитающих на Южном Урале.
Материал: иллюстрации с изображением природы Южного Урала,
растений, животных, птиц, обитающих на Южном Урале.
Д/и «Четвертый лишний»
Задача: определить умение классифицировать предметы по
существенному признаку, обобщать.
Материал: набор карточек (сосна, береза, лиственница, пальма; белка,
еж, волк, жираф; дятел, тетерев, сорока, страус).
Д/и «Где, чей дом»
Задача: выявить умение систематизировать представления детей о
различных видах животных, птиц обитающих на территории Южного
Урала, их особенностях, уточнить
знания о природногеографических зонах Южного Урала.
Материал: карточки с природными пейзажами, картинки с
изображением животных, птиц обитающих на территории Южного
Урала.
Выявить уровень знаний о народных Беседа «Человек и календарь природы»
календарях, существующих на Южном Задача: определить уровень знаний о народных календарях Южного
Урале (земледельческом, скотоводческом) Урала.
Семейные и
культурные
традиции
Южного
Урала
Выявить уровень представления о
родословной,
родственных
связях,
семейных традициях народов Южного
Урала, нравственных основах жизни
семьи
Беседа «Моя семья»
Задача: определить уровень представлений о семье, о родственных
отношениях, семейных традициях, нравственных основах жизни
семьи.
Материал: картинки с изображением семьи, картина «родовое
дерево».
Выявить уровень знаний о названиях
народных жилищ
Южного Урала,
особенностях их планировки, предметов
народного быта, различных видах утвари
в народном жилище, ее назначении
Д/и «Жилища народов Южного Урала»
Задача: определить уровень знаний о названиях народных жилищ
Южного Урала, выявить умение распределять предметы народного
быта и разные виды утвари в народных жилищах Южного Урала
(русская изба, юрта, татарская изба).
Материал: набор картинок: русская изба, юрта, татарская изба,
башкирская утварь, русская утварь, татарская утварь.
Д/и «Что было, что стало»
Задача: выявить умение определять причинно-следственные связи.
Материал: карточки с изображением предметов старины (керосиновая
лампочка; веник; люлька; самовар; гусли; перо; печь; корзинка;
корыто; сундук; чугунок; лавка), современные предметы
(электрическая лампочка; пылесос; кровать; электрочайник;
магнитофон; ручка; газовая плита; сумка; стиральная машина; шкаф;
кастрюля; стул).
Выявить уровень знаний об особенностях
народных костюмов русских, башкир,
татар и других народов, проживающих на
Южном Урале
Д/и «Подбери национальную одежду»
Задача: выявить умение классифицировать национальную одежду
народов Южного Урала.
Материал: набор картинок (русская национальная одежда, татарская
национальная одежда, башкирская национальная одежда).
Д/и «Одень куклу в национальный костюм»
Задача: определить уровень знаний о национальных костюмах
народов Южного Урала, умение находить сходство и отличие
национальных костюмов.
Материал: кукла из картона, башкирская национальная одежда,
русская национальная одежда, татарская национальная одежда.
Выявить уровень знаний о традиционных Д/и «Угости гостей».
национальных блюдах народов Южного Задача: определить уровень знаний о традиционных национальных
Урала
блюдах народов Южного Урала – башкир и русских.
Материал: карточка с изображением национальных блюд и народов
Южного Урала.
Выявить уровень знаний о традициях Беседа «Строительство жилища»
народов Южного Урала, связанные со Задача: выявить уровень знаний о традициях народов Южного Урала,
строительством жилища
связанные со строительством жилища.
Материал: картинки с изображением схем постройки юрты, русской и
башкирской избы.
Показатели к технологической карте «Индивидуальное развитие детей по ОО «Познавательное развитие»
Природа Южного Урала
Семейные и культурные традиции
Южного Урала
возраст
История Южного Урала
Младший
дошкольный
возраст
- знает название родного города
(некоторых
городских
объектов),
региона;
- имеет представления о проживании
разных народов на Южном Урале.
- имеет представления о природно- - имеет представления о семье,
географических
зонах
Южного родственных связях;
Урала: лесная, горная, лесостепная, - имеет представление о предметах быта
степная;
русского
народа,
значение
слова
-знает факты о жизни животных и «утварь»;
растений экосистем Южного Урала;
- проявляет интерес к национальным
костюмам народов Южного Урала
(русских, башкир, татар).
старший
дошкольный
возраст
- имеет представления о родном городе,
истории
его
возникновения,
достопримечательностях города, области,
региона;
- знает историю заселения людьми
территории Южного Урала, местах
проживания первобытных людей;
- имеет представления о появлении
первой металлургии, добычи железной,
медной руды, возникновения городовкрепостей в эпоху бронзы;
- знает о проживании разных народов на
Южном Урале;
- владеет знаниями о кочевых и оседлых
народах Южного Урала;
- знает разные виды труда народов,
проживающих в разных районах Южного
Урала;
- владеет знаниями о мастеровых и
рабочих железо- и медеплавильных
- различает и называет природногеографические зоны Южного Урала:
лесная, горная, лесостепная, степная;
-знает
названия
некоторых
природных объектов (озер, гор, рек и
др.), отражающих историю родного
края;
- называет растения,
животных,
птиц, обитающих в регионе;
- имеет представления о народных
календарях,
существующих
на
Южном Урале (земледельческом,
скотоводческом).
- имеет представления о родословной,
родственных связях, знает семейные
традиции народов Южного Урала,
нравственные основы жизни семьи.
- знает названия народных жилищ
Южного Урала, их особенности, знаком с
планировкой, предметами народного
быта, различными видами утвари в
народном жилище, ее назначении;
- владеет знаниями об особенностях
народных костюмов русских, башкир,
татар и других народов, проживающих на
Южном Урале;
знает
названия
традиционных
национальных блюд народов Южного
Урала;
- владеет знаниями о традициях народов
Южного
Урала,
связанные
со
строительством жилища.
заводов и шахт Южного Урала;
- имеет представления о службе казаков,
охраняющих границы Родины, имеющих
специфический
жизненный
уклад,
традиции.
Младший дошкольный возраст (3-5 лет)
Беседа «Мой родной город»
Инструкция: воспитатель предлагает ответить на вопросы.
Дидактическая игра «Сложи картинку»
Инструкция: в коробке лежат целые картинки с изображением достопримечательностей
города. В другой коробке лежат такие же картинки, но только разрезанные на четыре равные
части по вертикали или диагонали. Воспитатель, показывая целую картинку, предлагает детям
найти части данной картинки. Усложняя игру, воспитатель вносит элемент соревнования: кто
первый сложит картинку, тот выигрывает, получает фишку.
Дидактическая игра (ТРИЗ) «Народы Южного Урала»
Инструкция: воспитатель раскручивает 3 круга, сопоставляя сектора, ограничивая зону
внимания стрелками. Ребенок находит элементы, принадлежащие костюму народностям Южного
Урала, (по показу, образцу, словесной инструкции).
Дидактическое упражнение «Исправь ошибку»
Инструкция: воспитатель располагает на картинках с изображением природногеографических зон Южного Урала и маленькие игрушки животных с ошибками. Дети должны
найти эти ошибки и исправить их.
Дидактическая игра «Найди домик»
Инструкция: воспитатель предлагает ребенку игровое поле, символизирующее среду
обитания животных и растений на Южном Урале (горная – коричневая, лесная – зеленая, степная
– желтая) и 2 серии картинок с изображением животных и растений Южного Урала.
1 вариант:
ребенку поочередно показывают две серии картинок с изображением животных и
растений и предлагают вспомнить названия, среду обитания и группу к которой относятся
объекты. Далее ребенку предлагается разложить картинки животных и растений на
соответствующее игровое поле.
2 вариант:
воспитатель раскладывает картинки на игровое поле, намеренно делая ошибки. Ребенок
должен исправить ошибки.
Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»
Инструкция: воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть внимательно
предложенные картинки. Выбрать лишнюю картинку, т.е. с изображением животного, птицы,
растения, не находящегося на территории Южного Урала.
Беседа «Моя семья»
Инструкция: воспитатель загадывает детям загадку.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная.
Дети: семья
Воспитатель: правильно! Мы поговорим сегодня о семье.
-Ребята, как вы думаете, что такое семья?
Дети: семья-это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.
Воспитатель: Правильно. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. У каждого
человека должна быть семья, потому что в семье легче выжить, в семье все любят друг друга,
заботятся друг о друге и всегда помогут в трудную минуту. Вы тоже живёте в семье. Кто хочет
рассказать о своей семье?
Рассказы детей о своей семье.
Воспитатель: молодцы, ребята, хорошие получились рассказы. Все покажите свои
ладошки и вспомним пальчиковую игру «Семья» Этот пальчик – папа, - (загибаем один пальчик):
Этот пальчик – мама, - (загибаем второй пальчик)
Этот пальчик – дедушка, - (загибаем третий пальчик)
Этот пальчик - бабушка, - (загибаем четвёртый пальчик)
Этот пальчик – я, - (загибаем пятый пальчик)
Это вся моя семья. – (загибаем и разгибаем все пальчики)
Правильно, ребята — это вся ваша семья.
А как можно сказать ласково папа, мама, бабушка?
Проводится игра «Скажи ласково». Я бросаю вам мячик и называю члена семьи: бабушка
– бабуля и т. д.
Предлагаю поиграть ещё в одну интересную в игру «Кто, что делает в семье». Я бросаю
вам мячик и задаю вопрос: например, «Что делает мама, (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра?»,
а вы подбираете подходящие слова (гладит, стирает, готовит, моет посуду, ходит на работу,
шьет, зарабатывает деньги, читает, смотрит телевизор и т. д.).
Дидактическое упражнение «Собери семью»
Инструкция:
есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале мы отражаемся в нём.
Пускай не всегда мы красивы Зато эти фото - правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
Семейные снимки хранятся в альбоме.
1 вариант:
детям предлагают картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей. Составь
семью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет в этой семье?
2 вариант:
как вы думаете, в семье заботятся друг о друге? Необходимо подобрать, кому
принадлежат эти предметы и объяснить почему так решили.
Дидактическое упражнение «Отгадай загадки»
Инструкция: воспитатель раздает детям картинки с изображением орудия труда и
предметы быта. Затем загадывает загадки, дети отгадывают и показывают картинки с
правильными ответами.
Никогда не ест,
А только пьет,
А как зашумитВсех приманит (самовар).
Стоит попадья,
Тремя поясами подпоясанная (кадка).
Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает.
Что схватит-отдает, сам в угол идет (ухват).
Летом спит,
Зимой горит, пасть открывает,
Что дают, глотает (печь).
Бык Кирилл копан,
Был и топтан.
Был на пожаре,
Был на базаре.
Пока молод былСто голов кормил,
А как упал,
Так и пропал (горшок).
Домино «Народная одежда»
Инструкция: перед началом игры воспитатель раздает детям карточки с изображением
народной одежды (рубаха, сарафан, фартук, платок, «косоворотка», портки, кушак и т.д.).
Каждому играющему раздается одинаковое количество карточек, оставшиеся карточки
составляют «базар». Игру начинает игрок, у которого двойная карточка (сарафан-сарафан), если
двойные карточки есть у нескольких игроков, то начинающего выбирают считалкой.После того,
как первая карточка выложена, игроки выкладывают карточки по часовой стрелке, в любой
половинке, называя народную одежду, и соблюдая правила игры, касающиеся соприкосновения
корточек с одинаковым рисунком. Если у игрока нет нужной карточки, то он берет ее из «базара»
или пропускает ход. Выигрывает тот игрок, который первым выложит все карточки.
По ходу игры педагог загадывает загадки:
Один вход, три выхода (рубаха).
Дуйся, не дуйся, через голову суйся,
Попляши день-деньской и пойдешь на покой (рубаха).
По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел (штаны).
Привяжешь-пойдут, отвяжешь-отвалятся (лапти).
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Беседа «Мой родной город»
Инструкция: педагог предлагает ответить ребенку на вопросы.
1.В какой стране мы живем?
2.Как называется край, в котором мы живем?
3.Как называется наша область?
4.Как называется город, в котором мы живем? Почему он так называется?
5.Назови достопримечательности города Магнитогорска?
6.Что отличает наш город от других?
Д/и «Достопримечательности города Магнитогорска»
Содержание: педагог раздает разрезные картинки, ребенку нужно правильно собрать из частей
целую картинку и составить рассказ по картинке.
Беседа «История Южного Урала»
Инструкция: педагог предлагает ответить ребенку на вопросы.
1.Кем был заселен Южный Урал около 70 тыс.лет назад?
2.Где жили первобытные люди и чем занимались?
3.Чем занимались люди в эпоху каменного века? Что изготавливали из камня?
4.Какие народы заселяли территорию Южного Урала много тысяч лет назад?
5.Какими народами был заселен Южный Урал к концу 18 века?
Беседа «Богатство Южного Урала»
Инструкция: педагог предлагает ответить ребенку на вопросы.
1.Чем знаменит наш край Южный Урал? Чем он богат?
2.Кто добывает это богатство?
3. Что начали добывать люди времен медной и бронзовой эпох?
4.Что изготавливали люди из медной и железной руды во времена медной и бронзовой эпохи?
5. Чем занимались древние Южноуральцы в эпоху железного века?
6.Что изготавливали люди в эпоху железного века?
Беседа «Народы Южного Урала»
Инструкция: педагог предлагает ответить ребенку на вопросы.
1.Народы, каких национальностей проживают на Южном Урале?
2.Что отличает одну национальность от другой?
3.Кто ты по национальности?
4.Есть ли в твоей семье родственники другой национальности? Какой?
5.Что ты можешь о них рассказать?
6.Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности? Почему?
Беседа «Образ жизни народов Южного Урала»
Инструкция: педагог предлагает ответить ребенку на вопросы.
1.Как называли людей, которые переселялись с одного места на другое? (Объясни понятие
«кочевой народ»?)
2.Где жили кочевники, и чем они занимались?
3.Почему «кочевым» народам приходилось переходить с одного места на другое?
4.Объясни понятие «оседлый народ»?
5.Где жил «оседлый народ» и чем они занимались?
6.Люди, какой национальности относятся к «кочевым народам»?
7.Люди, какой национальности относятся к «оседлым народам»?
Беседа «Виды труда народов Южного Урала»
Инструкция: педагог предлагает ответить ребенку на вопросы.
1.Назови виды труда народов Южного Урала?
2.Какими видами труда занимались люди, проживающие в центре и северной части Южного
Урала?
3.Какими видами труда занимались люди в южной части Южного Урала?
Беседа «Мастера Южного Урала»
Инструкция: педагог предлагает ответить ребенку на вопросы.
1.Как звали царя, который послал людей строить на Урале заводы, добывать железную руду,
камни-самоцветы?
2.Как называли мастеров-строителей, которые строили дома?
3.Почему их так называли древоделы?
4.Как называли мастеров, которые расписывали избы на Южном Урале?
5.Что украшали уральской домовой росписью?
6.Для чего украшали росписью избы?
7.Как называется завод, который находится в нашем городе Магнитогорске?
8.Объясни понятие «мастеровой», «заводской» человек?
9.Люди, какой специальности работают на металлургическом заводе?
10. Что выплавляют рабочие из железной руды на металлургическом комбинате?
11.Что изготавливали из металла во время войны?
12.Что сейчас изготавливают из металла?
13.Назови основной вид деятельности людей, работающих на шахте?
Беседа «Уральский казак»
Инструкция: педагог предлагает ответить ребенку на вопросы.
1.Кто такие казаки?
2.Чем они занимались?
Д/и «Промыслы Уральских казаков»
Инструкция: педагог предлагает ребенку из предложенных картинок выбрать картинку казака,
определить по внешнему виду род его занятий, и подобрать предметы, орудия труда. Например:
Я казак- воин, хожу в конные походы, обхожу границы, охраняю мир и покой жителей станицы.
Мне нужен конь, винтовка, шашка…
Д/и «Природа Южного Урала».
Инструкция: педагог предлагает ребенку расставить фишки в ячейках с изображением природногеографическими зонами Южного Урала (лесная, горная, лесостепная, степная), сравнить
природные зоны и объяснить свой выбор.
Беседа «Путешествие по Южному Уралу»
Инструкция: педагог предлагает ответить ребенку на вопросы.
1.Назови самое крупное озеро Южного Урала?
2.Назови самое чистое и прозрачное озеро Южного Урала?
3.Назови самое холодное озеро Южного Урала?
4.Назови самое теплое озеро Южного Урала?
5.Какие еще озера Южного Урала ты знаешь?
6. Как называется река, которая протекает в городе Магнитогорске?
7.Какие ты еще знаешь реки Южного Урала?
8. Как называются горы, расположенные на территории Южного Урала?
Беседа «Живая природа Южного Урала»
Инструкция: педагог предлагает ответить ребенку на вопросы.
1.Назови животных, обитающих на Южном Урале?
2.Назови птиц, обитающих на Южном Урале?
3.Назови растения Южного Урала?
Д/и «Четвертый лишний»
Инструкция: педагог раздает ребенку карточки с изображением четырех предметов, дает
инструкцию: Посмотри внимательно на картинки, 3 предмета связаны общим признаком, а
четвертый лишний. Скажи, что здесь лишнее и объясни почему?
Д/и «Где, чей дом»
Инструкция: педагог раздает карточки с изображением природы Южного Урала, затем
показывает картинку с изображением животного (птицы), ребенок должен назвать место, где
живёт это животное (птица) и правильно расположить в природно-географической зоне Южного
Урала.
Беседа «Человек и календарь природы»
Инструкция: педагог предлагает ответить ребенку на вопросы.
1.Что такое народный календарь?
2.Какие народные календари существуют у народов Южного Урала?
Беседа «Моя семья»
Инструкция: педагог предлагает ответить ребенку на вопросы.
1.Что означает слово «семья»?
2. Из кого состоит семья?
3. Как ты понимаешь слова «родство», «родня», «родственники»? Расскажите о родственных
отношениях в семье: кто кем приходится друг другу?
4. Что делает для семьи мама? папа? бабушка и т.д.
5. Кто главный в семье? Почему?
6. Кто в вашей семье решает, что нужно купить? сделать? куда пойти? и т.д.
7.Есть ли в вашей семье традиция (привычка) прощаться с членами семьи (мамой, папой и т.д.)
перед сном желать спокойной ночи, приветствовать членов семьи утром и по возвращению из
детского сада, с работой?
8.Проявляешь ли ты заботу о взрослых в семье?
9.Какие нравственные основы семьи ты знаешь (отношения в семье к людям, попавшим в беду, к
больным, старым людям, сиротам, малым детям и др.)?
10.Что любит делать ваша семья по выходным дням?
11.С кем ты любишь играть (трудиться, заниматься) в семье? Почему?
12.Какие праздники есть в твоей семье?
13.Принимаешь ли ты участие в ведении домашнего хозяйства? Как ты помогаешь маме по
дому?
14.Как распределяются обязанности по ведению хозяйства в семье у народов Южного Урала
(русских, башкир, татар)?
15. Чем твоя семья отличается от другой семьи?
Д/и «Жилища народов Южного Урала»
Инструкция: педагог раздает карточки с изображением народных жилищ Южного Урала, в
свободных ячейках ребенку нужно правильно разложить соответствующую национальную
утварь, предметы народного быта.
Д/и «Что было, что стало»
Инструкция: педагог раздает карточки с изображением старинных предметов быта, ребенку
нужно подобрать к предложенным карточкам предметы современного быта, составить пары из
предметов (керосиновая лампочка-электрическая-лампочка; веник-пылесос; люлька-кровать;
самовар-электрочайник; гусли-магнитофон; перо-ручка; печь-газовая плита; корзинка-сумка;
корыто-стиральная машина; сундук-шкаф; чугунок-кастрюля; лавка-стул).
Д/и «Подбери национальную одежду»
Инструкция: педагог раздает карточки с изображением народов Южного Урала (русские,
башкиры, татары), ребенку нужно подобрать к предложенным карточкам соответствующую
национальную одежду. Обратить внимание на детали одежды, отметить сходство и отличие.
Д/и «Одень куклу в национальный костюм»
Инструкция: педагог предлагает ребенку одеть куклу из картона в разные национальные
костюмы, необходимо найти сходство и отличие между костюмами. Обратить внимание детей на
детали элементов одежды.
Д/и «Угости гостей»
Инструкция: педагог раздает карточки с изображением национальных блюд (чак-чак, каравай,
каша, блины, кыстыбый, учпочмак). Ребенок должен маркером правильно провести «дорожки»
от национального блюда к изображению народа Южного Урала (татары, башкиры, русские).
Беседа «Строительство жилища»
Инструкция: педагог предлагает ответить ребенку на вопросы.
1.Какой строительный материал выбирал русский народ для строительства своего жилища?
2.Какой существовал народный обычай при рубке деревьев?
3.Как выбирали место для строительства жилища?
Технологическая карта «Индивидуальное развитие детей по ОО «Познавательное развитие»
№
п/п
Фамилия, имя ребенка
История Южного Урала
Н
1.
2.
3.
Итог
К
Природа Южного Урала
Н
К
Семейные и культурные
традиции Южного Урала
Н
К
Итог
Н
Б
К
У
Б
У