Инструментарий. Наш дом-Южный Урал. Художественно-эстетическое развитие развитие

Инструментарий сбора информации для оценки индивидуального развития ребёнка по ОО
«Художественно – эстетическое развитие»
Критерии
Музыкально
– игровое
творчество

Возраст
3 – 4 года

Показатель
Диагностическая методика
Подпевает народные песни и попевки; играет Игра «Ходит песенка по кругу»
в игры и забавы
Задача: совершенствовать навык узнавания народных
музыкальных произведений, умения подпевать их
Материал:
цветок
с
разноцветными
лепестками,
изготовленный из цветной бумаги, fleh - носитель с
записями песен

4 – 5 лет

Имеет первичных представлений о семейном Игра «Чудесный мешочек»
досуге, традициях и праздниках семьи; Задача: закрепить знания детей о народных праздниках
праздниках детского сада
православного календаря, их событиях и традициях семьи;
праздниках детского сада
Материал: фото семейных праздников, картинки семейного
досуга, фото и картинки семейных традиций, картинки
праздников в детском саду
Знает звучание и внешний вид различных Игра «Назови инструмент»
музыкальных инструментов южноуральского Задача: формировать умение правильно называть народные
региона
Южноуральские
инструменты, развивать зрительную
память
Материал: fleh - носитель с записями музыки, карточки с
изображением деревянных ложек, свистулек, гармони,
балалайки, думбыры, курай.

Музыкально
– игровое
творчество

Старший
дошкольный
возраст
5 – 7 лет

Знает места культурного и спортивного Игра «Узнай по описанию»
времяпровождения
Задача: учить детей по внешнему виду узнавать места культурного и
спортивного времяпрепровождения, объяснять свой выбор
Материал: карточки с изображением краеведческого
музея,
филармонии, дворцов, центров творчества, театров, галереи и т.д.
Знаком с творчеством
Южного Урала

композиторов Игра «Узнай и назови правильно»
Задача: учить детей узнавать на слух произведения композиторов
Южного Урала, и определять композитора
Материал: портреты композиторов Южного Урала (Н.Малыгин, Олег
Кульдяев, Лариса Долганова, Валерий Нагорныйи др.) по количеству
музыкального репертуара, fleh – носитель с
музыкальным
репертуаром.
Знает календарно – обрядовые праздники Игра «Народные праздники на Южном Урале», «Определи и
(Троица,
Яблочный
спас,
Коляда, расскажи»
Масленица, Синичкин день и др.), делит их Задача: расширить знания детей о календарно – обрядовых
по сезонному характеру (весна – праздниках.
праздники, связанные с началом полевых Материал: карточки с изображением праздников (Святки, Рождество,
работ; осень – с заботой об урожаи и т.д.)
Крещение, Троица, Ивана Купалы, Сабантуй, Джиен, Каргатуй), на
обратной стороне которых изображены цифры от 1 до 6; игровое поле;
кубик.
Самостоятельно
исполняет
народные
песни, попевки, танцы; придумывает
варианты образных движений в играх и
хороводах регионального содержания

Игра «Если весело живется делай так…»
Задача: формировать умение пользоваться интонацией, выражающей
основные чувства, совершенствовать умение выражать эмоции через
движения и мимику
Материал: fleh – носитель с музыкальным репертуаром.

Применяет знания о народных традициях,
обрядах, хороводах и
играх в
повседневной деятельности (в разных
видах)

Создание спектакля по сказкам П.Бажова «Серебряное копытце».
Задача: совершенствовать умение воплощать в игре определенные
переживания, побуждать к созданию новых образов, повысить общую
культуру ребенка, приобщать к духовным
ценностям через
произведения писателей Южного Урала
Материал: атрибуты к сказке «Серебряное копытце», карандаши,
гуашь, бумага

Декоративно 3 – 4 года
–
прикладное
творчество

4 – 5 лет

Сопереживает
произведений

персонажам

художественных Игра «Соотнеси слово и настроение картины», «Подбери,
что подходит»
Задача: развивать умение подбирать нужные слова к
картине, вызывать эмоциональное отношение к картине
Материал: репродукции картин
Южноуральских
художников, образцы картин (фото, слайды, презентации)
по жанрам, картинки изображающие настроение.

Рассматривает репродукции картин, слайдов,
открыток,
буклетов;
рассказывает
об
увиденном, пережитом в процессе общения с
искусством

Игра «Вернисаж», «Выбери и расскажи»
Задача:
формировать
умение
рассказывать
последовательно,
выразительно,
полно
составляя
небольшие рассказы
Материал: репродукции с пейзажами картин, открыток,
слайдов.
Передает свои впечатления в изобразительной Игра «Укрась бумажный силуэт»
деятельности
Задача: закрепить у детей умение украшать силуэт в
соответствии с формой и особенностями декоративно –
прикладного искусства
Материал: силуэт, образец разрезанный по – типу мозаики,
алгоритм последовательности выполнения задания
Выполняет работы в нетрадиционных техниках Игра «Матрешкин сарафан»
изображения разными материалами
Задача: развивать композиционные навыки, закреплять
знания детей об основных элементах росписи русской
матрешки, закреплять знания и русской национальной
одежде, использовать в работе нетрадиционные техники.
Материал: различные материалы по ИЗО деятельности:
глина, бумага, бросовый,
краски, ватные палочки,
трафареты, зубная щетка, трубочки, салфетки, пластилин,
восковые мелки, нитки и т.д.

Декоративно
–
прикладное
творчество

Старший
дошкольный
возраст (5 – 7
лет)

Переносит полученные знания об искусстве Игра «Лото»
Урала в различные виды деятельности
Задача: формировать умение правильно соотносить
название и изображение, развивать внимательность, память
Материал: общие карточки размером 12 X 18; мелкие
картинки (карточки) изделий народного промысла.
Составляет рассказы и истории о жизни Игра «Тайна волшебных колпачков»
предметов
декоративно
–
прикладного Задача: закрепить знания детей об известных им видах
искусства
декоративно – прикладного искусства; учить рассказывать о
предмете, который обнаружен; воспитывать любовь и
уважение к народным мастерам
Материал: народные игрушки (из дерева,бересты),
вышивка, картинки, фото, разделочные доски, посуда,
подносы.
По аналогии можно провести следующие игры: «Рассказ
чугунной статуэтки». «Тайна старой вязанной салфетки»,
«О чем поведала тряпичная кукла», «Легендарная история
клинка».
Знает и называет промыслы декоративно –
прикладного искусства (роспись и резьба по
дереву, ковроделие, вышивка, бисероплетение,
камнерезное искусство, гравюра на стали,
каслинское литье)
Самостоятельно стремиться к творчеству,
сочетая разнообразные техники изображения
(бумагопластика, коллаж, конструирование,
вышивка, аппликация из ткани, лепка и других
материалов)

Игра: «Как мы знаем народные промыслы»
Задача: дать оценку знаниям детей о народных промыслах.
Материал: картинки с изображением народных промыслов
«Определи и назови»
Задача: развитие памяти, воображения, логического
мышления,
умения определять и
называть последовательность
выполнения
действий,
формирование представлений о разнообразных техниках
изображения.
Материал: картинки, слайды, иллюстрации

Показатели к технологической карте «Индивидуальное развитие детей по ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Показатели
3 – 4 года

Музыкально-игровое творчество
(традиции, обряды, песни, хороводы, игры)
- подпевает народные песни и попевки

Декоративно – прикладное искусство
- сопереживает персонажам художественных произведений

4 – 5 лет

-имеет первичное представление о семейном досуге,
традициях и праздниках семьи;
-знает народные и хороводные игры, забавы;
-имеет представление о праздниках в детском саду;
-знает звучание и внешний вид различных
музыкальных инструментов
Южноуральского
региона

-рассматривает репродукции картин, слайдов, открыток,
буклетов;
-рассказывает об увиденном, пережитом в процессе общения с
искусством;
-передает свои впечатления в изобразительной деятельности
(рисование, лепка);
-выполняет работы в нетрадиционных техниках изображения
разными материалами

Старший
дошкольный
возраст
(5 – 7 лет)

-знает места
культурного и спортивного
времяпровождения;
- знаком с творчеством композиторов Южного Урала;
-знает календарно – обрядовые праздники (Троица,
Яблочный спас, Коляда, Масленица, Синичкин день и
др.), делит их по сезонному характеру (весна –
праздники, связанные с началом полевых работ; осень
– с заботой об урожаи и т.д.);
-самостоятельно исполняет народные песни, попевки,
танцы; придумывает варианты образных движений в
играх и хороводах регионального содержания;
-применяет знания о народных традициях, обрядах,
хороводах и играх в повседневной деятельности (в
разных видах)

-различает виды регионального изобразительного искусства;
-составляет истории о жизни предметов декоративно –
прикладного искусства («Рассказ чугунной статуэтки». «Тайна
старой вязанной салфетки», «О чем поведала тряпичная кукла»,
«Легендарная история клинка» и др.);
-знает и называет промыслы декоративно – прикладного
искусства (роспись и резьба по дереву, ковроделие, вышивка,
бисероплетение, камнерезное искусство, гравюра на стали,
каслинское литье);
-самостоятельно
стремиться
к
творчеству,
сочетая
разнообразные техники изображения (бумагопластика, коллаж,
конструирование, вышивка, аппликация из ткани, лепка и
других материалов);
- переносит полученные знания об искусстве Урала в различные
виды деятельности;
-развиты предпосылки ценностно – смыслового восприятия и
понимания произведений уральского
декоративно –
прикладного искусства

Младший дошкольный возраст (3-5 лет)
Музыкально – игровое творчество
Д/и «Чудесный мешочек»
Инструкция: в мешочек складываются картинки (карточки). Воспитатель, держит мешочек,
подходит к детям, предлагает вынуть из мешочка одну из картинок (или фото), показать её
всем и громко назвать.
Воспитатель добивается, чтобы дети правильно, четко и внятно проговаривали, то, что
изображено на картинке или фото. Если кто-либо затрудняется назвать, воспитатель помогает
ему. Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:
- опиши картинку (фото): что за праздник, досуг, традиция, когда отмечается, кто принимает
в нем участие;
- описать картинку (фото) не называя, так, чтобы другие дети отгадали ее.
«Назови инструмент»
Инструкция:
вариант 1
ведущий (может быть как педагог, так и ребёнок) перемешивает карточки и, показывая
играющим по одной, спрашивает: «Что это за инструмент?». Тот, кто первым правильно
назовёт,
что
на
ней
изображено,
получает
карточку
себе.
Игра продолжается до тех пор, пока карточки не закончатся. Выигрывает тот, кто соберёт
больше карточек.
вариант 2
детям раздаются карточки. Исполняются пьесы, в которых передаются характерные
особенности звучания музыкальных инструментов. Педагог предлагает прослушать звучание
музыкального инструмента
и поднять соответствующую карточку,
с изображением
услышанного инструмента.
«Ходит песенка по кругу»
Инструкция:
вариант 1
Музыкальный наш цветок,
Яркий каждый лепесток.
Лепесток мы оторвем,
Вместе песенку споем.
В центре стола находится цветик – семицветик. На обороте каждого лепестка имеется
изображение, которое чем-либо схоже с названием песни. Звучит песня. Детям предлагается
отгадать название песни, а затем всем вместе её исполнить. Игра продолжается до тех пор,
пока не закончатся лепестки на цветке.
вариант 2
Звучит запись песни, дети стоя по кругу передают друг другу мяч. Затем музыка резко
останавливается и ребенок, у которого в этот момент в руках оказался мяч, должен спеть эту
песню.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
«Узнай по описанию»
Инструкция: педагог заранее подготавливает предметные картинки с изображением
культурных и спортивных достопримечательностей. Вытягивая по одной, рассказывает об
этом, не называя достопримечательность. Дети должны отгадать, только после этого
воспитатель переворачивает предметную картинку. Если ребенок ошибается, взрослый
добавляет более характерное описание.
«Узнай и назови правильно»
Пример произведений:
Николай Малыгин - полька «Птичка», «Русская тройка»
Олег Кульдяев - «Магнитка моя судьба», «Сторона Уральская», «Скажи березка»
Лариса Долганова – «Концерт для флейты и фортепиано»
Инструкция: дети рассаживаются полукругом, перед ними разложены портреты
композиторов. Проигрывается одно (наиболее знакомое) произведение композиторов Южного
Урала. Предложить детям узнать – чье это произведение и показать. Игра заканчивается, когда
на столе не останется ни одного портрета композитора.
«Народные праздники Южного Урала», «Определи и расскажи»
Инструкция: на игровом поле выкладываются карточки с изображением праздников
(картинкой вниз), ребенок видит только обратную сторону с цифрой. Предложить ребенку
выбрасывать кубик, выбрать карточку с такой цифрой, какое число выпало на кубике.
Переворачивая карточку, ребенок угадывает праздник, называя его основные признаки
(элементы, традиции).
«Если весело живется делай так….» ; Концерт для детей младшего дошкольного возраста – «А
у нас в семье любят петь и танцевать»
Инструкция: педагог: «Сегодня, ребята, у нас с вами будет небольшой музыкальный концерт.
Вы сами уже умеете плясать и петь, вы все артисты. Поэтому будем свои умения показывать
малышам. Наш концерт начинается». Выбрать кто за кем будет выступать нам поможет кубик:
Кубик движется по кругу,
Передайте кубик другу
Кубик может показать
Кто нам будет петь, плясать!
На ком из детей остановился кубик выходит на середину и исполняет музыкальное
произведение.
Спектакль по сказке П.Бажова «Серебряное копытце»
Инструкция: помочь детям понять главную идею сказки и выделить единицы сюжета (завязку,
кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Предложить детям нарисовать эскизы
персонажей, декораций.
Понаблюдать за распределением ролей (при необходимости подключиться взрослому) и
постановкой спектакля.
Декоративно – прикладное творчество
Младший дошкольный возраст (3-5 лет)
«Вернисаж», «Выбери и расскажи»
Инструкция: ребенок самостоятельно рассматривает репродукции (иллюстрации), рассказывает кто
их написал, что на них изображено.

«Соотнеси слово и настроение картины», «Подбери, что подходит»
Инструкция: воспитатель показывает репродукции картин, а дети должны угадать их настроение или
педагог называет слово, обозначающее настроение, а дети подымают репродукцию картины, в которой
выражено данное настроение.

«Укрась бумажный силуэт»
Инструкция: предложить детям расставить фрагменты по алгоритму.
«Матрешкин сарафан»
Инструкция: предложить детям выполнить коллективную работу, проследить за умением работать в
коллективе.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
«Лото»
Инструкция: предложить разложить меленькие карточки с примерами видов изобразительного
искусства на большие карты схемы.
«Тайна волшебных колпачков»
Инструкция: предложить ребенку рассмотреть произведения русского народного ДПИ и
сгруппировать их по видам: глиняные игрушки (из дерева, бересты, роспись разделочных
досок, подносов), кружево, вышивка, роспись посуды
«Как мы знаем народные промыслы»
Инструкция: предложить ребенку закрывает глаза и пальчиком непроизвольно указывает на
картинку, открыв глаза, назвать вид игрушки, из каково материала сделана, описать, назвать цвет,
форму.

«Определи и назови»
Инструкция: предложить ребенку описать предмет, выделяя характерные особенности (яркость,
нарядность, праздничность предмета)

Технологическая карта «Индивидуальное развитие детей по ОО «Художественно – эстетическое развитие»

№

Фамилия, имя ребенка

Музыкально-игровое
творчество
(традиции, обряды,
песни, хороводы, игры)
Н

1
2
3
Итог

К

Декоративно –
прикладное искусство

Итог
Н

Н

К

Б

К
У

Б

У


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.