Инструментарий сбора информации для оценки индивидуального развития ребёнка по ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Возраст
младший дошкольный возраст (3 – 5 лет)
Подвижные игры
Показатель
Знаком с правилами игры
Знает народные считалки для выбора,
ведущего
Проявляет эмоционально-активное
отношение к игре
Словесные игры
младший
дошкольный
возраст (3 – 5
лет)
Испытывает потребность играть в
подвижные игры
Проявляет интерес к словесным играм
Проявляет стремление к точности
запоминания
Диагностические методики
Русская п/и «У медведя во бору»
Задача: выявить умение понять условия игры
Материалы: маска медведя
Р/н считалка «Кукушка», башкирская считалка «Раз, два,
три...»
Задача: выявить уровень знаний детей проговаривать слова для
выбора, ведущего
Материал: картотека считалок, маска кукушки, маска охотника
Д/у «Повтори за мной!» (народные считалки)
Задача: определить уровень знаний детей договаривать и
повторять слова за педагогом в процессе проговаривания
считалок
Материал: картотека считалок народов Южного Урала
Индивидуальная беседа на определение знаний о
разнообразных событиях, отображаемых в играх (о повадках
птиц и зверей; о том, что раньше в семьях было много детей и
т.п.)
Задача: определить уровень эмоционально-активного
отношения, действенного интереса к русским народным
играм
Материал: сюжетные картинки
Русская п/и «Птицелов»
Задача: определить способность детей ориентироваться в
пространстве в процессе игровой деятельности.
Материал: маски птичек
Русская народная игра-забава «Пальчики шагают» (словесная)
Задача: выявить уровень сформированности умений
участвовать в игровой деятельности
Материал: картотека словесных игр
Русская хороводная игра «Дедушка Мазай»
Охотно играет в словесные игры по
предложению взрослого
Умеет использовать настольно-печатные
игры в игровой деятельности
младший дошкольный возраст (3 – 5 лет)
Настольнопечатные игры
Проявляет устойчиво-действенный
интерес к настольно-печатным играм
Задача: выявить уровень знаний соотносить действие со
словом потешки, стиха
Игровое упражнение «Я начну, а ты закончи» (народные
словесные игры)
Задача: определить уровень умения находить подходящие
слова
Материал: картотека словесных игр
Наблюдение за детьми в процессе подготовки к игре, выборе
ведущего
Задача: определить степень готовности детей к игровому
процессу, выбора ведущего
Материал: индивидуальная карта наблюдения
Д/и «Подбери матрешке сарафан»
Задача: определить уровень знания народных игрушек и
проявления интереса к использованию их в игровой
деятельности
Материал: шаблоны матрешек, сарафаны разных народов
Южного Урала
Беседа «О принадлежности бытовых предметах, о жилище
людей»
Задача: определить уровень знаний детей о предметах быта, о
жилище людей
Материал: картинки с изображением жилища разных народов
Южного Урала, тематический альбом для рассматривания
«Предметы быта»
Наблюдение за игровым процессом при использовании
настольно-печатных игр в ситуации выбора
Задача: выявить уровень интереса к настольно-печатным
играм.
Материал: набор настольно-печатных игр для детей младшего
возраста по Южному Уралу
Словесные игры
(5-7 лет)
Знает правила большинства подвижных игр Русская п/и «Капуста», башкирская п/и «Белая кость»,
народностей Южного Урала (русские, татарская п/и «Темербай»
Задача: определить уровень активного интереса к народным
татарские, башкирские)
подвижным играм и соблюдения детьми правил игры.
Материал: кость (мяч, диаметр-10 см), флажки, шарфы,
платки, пояса
Наблюдение за детьми: определить уровень проявления
стойкого интереса к народным п/и
старший дошкольный возраст
Подвижные игры
Использует считалки народностей Южного Словесный тест: «Расскажи считалку» (Р/н считалка «Шла
Урала (русские, татарские, башкирские) кукушка мимо сети…», башкирская считалка «Бубенчики,
бубенчики…»
для выбора, ведущего
Задача: определить багаж знаний считалочного материала,
понимание устной народной речи.
Материал: картинки с изображением людей в национальных
одеждах (русских, башкирских и татарских).
Конкурс «Лучший знаток считалок»
Задача: закрепить умение самостоятельно, творчески
участвовать в конкурсе на лучшего знатока считалок народов
Южного Урала.
Материал: серия картинок с изображением сюжетов из
народных считалок.
Имеет интерес к отображению в игра х Беседа «Традиции семьи»
разнообразных событий, связанных с их Задача: выявить уровень представления детей о
разнообразных событиях, отображаемых в народных играх.
непосредственным социальным опытом
Наблюдение за детьми в процессе игры
Задача: определить умение детей сознательно отображать
события собственного социального опыта в народных играх
Знает словесные игры народностей Русская хороводная игра «Костромушка-Кострома», татарская
Южного Урала (русские, татарские, хороводная игра «Тимрэ» (Юрта)
башкирские),
которые
предки Задача: выявить знание детьми народных словесных
использовали в определенное время года в (хороводных) игр
Игровое упражнение: «Я начну, а ты закончи»
связи с народными праздниками
Имеет обобщенные представления о
различных словесных играх разных
народов, населяющих Южный Урал
Готов проявить инициативу,
выступать самостоятельно в роли
ведущего в словесные игры народностей
Южного Урала (русские, татарские,
башкирские)
Задача: выявить способность ребенка к проговариванию слов
самостоятельно
Кроссворд «Словесные игры народов Южного Урала»
(определение знаний детей о разнообразных народных
старинных и современных словесных играх)
Задача: выявить представления детей о народных словесных
играх
Материал: кроссворд на бумажном носителе
Дидактическое упражнение «Угадай, что за игра!» (словесные
народные игры)
Задача: определить уровень знания детьми словесных
народных игр.
Материал: большие карточки с изображением словесных игр,
маленькие карточки с фрагментом словесных игр
Наблюдение за детьми в процессе подготовки к игре, выборе
ведущего
Задача: выявить уровень проявления ребенком инициативы в
выборе игр
Настольнопечатные игры
Умеет использовать настольно-печатные
игры народностей Южного Урала в
самостоятельной игровой деятельности
Дидактические игры «Подбери элемент национального
костюма», «Найди недостающий фрагмент» (национальная
одежда, жилище)
Задача: выявить знание детьми особенностей национальной
одежды (праздничной и повседневной), жилища и его
убранства, народных инструментов и т.п.
Материалы: разрезные картинки, наборы карточек и
изображением отдельных элементов жилища, костюмов,
инструментов и т.п., бумажные силуэты кукол с отдельными
элементами одежды и т.п.
Самостоятельно придумывает
Дидактическое упражнение «Придумай новые правила к
игре»
новые правила в знакомых играх
Задача: выявить знание детьми правил различных игр, умение
придумать новые правила к знакомой игре
Материал: наборы карточек с изображением элементов
национальных костюмов, карточки с изображением человека
в национальной одежде
Проявляет
эмоционально
активное Наблюдение за детьми в процессе игры: проявление
отношение к играм разных народов, самостоятельности, усидчивости, интереса
Задача: определить желание, заинтересованность ребенка к
населяющих Южный Урал
дидактической игре
Д/и «Узнай и назови» (национальный орнамент, костюм,
жилище, инструменты и т.п.)
Задача: выявить знание детьми особенностей национальной
одежды (праздничной и повседневной), жилища и его
убранства, народных инструментов и т.п.
Материал: большие, разделенные на две части, и маленькие
карточки с изображением национального орнамента
Показатели к технологической карте «Индивидуальное развитие детей по ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Народная игра
Возраст
Младший
дошкольный
возраст
(3-5 лет)
Старший
дошкольный
возраст
(5- 7 лет)
Подвижная игра
- знаком с правилами игры;
- знает народные считалки для
выбора, ведущего;
-проявляет эмоционально-активное
отношение к игре;
- испытывает потребность играть в
подвижные игры
- знает правила большинства
подвижных
игр
народностей
Южного Урала (русские, татарские,
башкирские);
- использует считалки
народностей
Южного
Урала
(русские, татарские, башкирские)
для выбора, ведущего;
- имеет интерес к
отображению
в
игра
х
разнообразных событий, связанных
с их непосредственным социальным
опытом.
Словесная игра
- проявляет интерес к словесным играм;
- проявляет стремление к точности
запоминания;
- охотно играет в словесные игры по
предложению взрослого
Настольно-печатные игры
- умеет использовать
настольно-печатные игры в игровой
деятельности;
- проявляет устойчиво-действенный
интерес к настольно-печатным
играм.
- знает словесные игры народностей
Южного Урала (русские, татарские,
башкирские),
которые
предки
использовали в определенное время года в
связи с народными праздниками;
- имеет обобщенные представления о
различных словесных играх разных
народов, населяющих Южный Урал;
- готов проявить инициативу,
выступать
самостоятельно
в
роли
ведущего в словесные игры народностей
Южного Урала (русские, татарские,
башкирские).
- умеет использовать
настольно-печатные
игры
народностей Южного Урала в
самостоятельной
игровой
деятельности;
- самостоятельно придумывает
новые правила в знакомых играх;
- проявляет эмоционально
активное отношение к играм разных
народов, населяющих Южный Урал;
Младший дошкольный возраст (3-5 лет)
Русская п/и «Ножки»
Инструкция: взрослый предлагает детям поиграть в русскую народную подвижную игру
«Ножки» и в ходе наблюдения выявляет уровень знаний правила игры детьми.
Русская п/и «Птицелов»
Инструкция: воспитатель сообщает название игры. Считалочкой выбирается водящий птицелов, остальные дети - птицы. Встают в круг, в центре которого – птицелов. Птицы ходят,
кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке,
Птички весело поют,
Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет,
Птицы, улетайте!
Птицы разбегаются, а птицелов начинает догонять птиц. Тот, кого он догнал, становится
птицеловом. Птицы не должны при беге наталкиваться друг на друга, птицелов ловит игроков,
прикасаясь ладонью к плечу.
Русская хороводная игра «Дедушка Мазай»
Инструкция: воспитатель сообщает название игры и наблюдает, кто из детей четко объясняет ее
правила. Выбирают «деда Мазая», остальные договариваются, какие движения будут показывать:
Здравствуй, дедушка Мазай!
Из коробки вылезай. . .
Где мы были, мы не скажем,
А что делали — покажем.
Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать). Если отгадает, дети
разбегаются, «Мазай» их ловит. Кого поймал — тот «Мазай».
Русская народная игра-забава «Пальчики шагают»
Инструкция: дети сидят на стульчиках по кругу на небольшом расстоянии друг от друга.
Воспитатель сообщает, что в гости пришла белочка, у нее сегодня день рождение. Воспитатель
приглашает детей в круг и предлагает поиграть.
Вытянув перед собой обе руки ладошками вверх, дети поочередно сгибают и разгибают пальцы,
начиная с большого (пальцы растопырены).
На слова припева постепенно поднимают обе руки вверх, вращая кистями.
Вот как пальчики шагают,
И мизинец, и большой,
Указательный и средний,
Безымянный —вот какой!
Вот какие наши ручки —
Лихо пляшут у ребят!
Вот какие наши ручки —
Веселятся и шалят!
Продолжая вращать кистями, дети медленно опускают руки вдоль туловища.
Д/у «Я начну, а ты закончи»
Инструкция: в процессе игровой деятельности воспитатель руководит ходом игры. Его речь
должна быть грамматически правильной, спокойной, но одновременно эмоциональной. Нельзя
направлять взгляд, мимику и жесты только одному игроку. Нужно переводить взгляд то на
одного, то на другого ребенка, чтобы каждый думал, будто воспитатель обращается именно к
нему. Текст игры он должен знать наизусть. Стоять или сидеть во время игры необходимо так,
чтобы все дети могли видеть лицо воспитателя, следить за его глазами и движением губ.
Педагог называет первую фразу потешки, дети называют самостоятельно не хватающие слова.
Например, в потешке про сороку-ворону педагог называет первую фразу: «Сорока-ворона
кашу…». Задача детей – закончить фразу.
Наблюдение за детьми в процессе подготовки к игре и выбора ведущего.
Инструкция: в процессе проведения словесной игры воспитатель наблюдает за активностью
детей принимать участие в игре, по предложению воспитателя, реагируя на словесный сигнал.
Результаты вносит в индивидуальную карту наблюдений.
Д/и «Подбери матрешке сарафан»
Инструкция: у детей на столах силуэты матрешек в головных этнических уборах и наборы
сарафанов, с русским, башкирским орнаментом. Воспитатель предлагает подобрать матрешке
сарафан, соответствующий определенной национальности.
Наблюдение за игровым процессом при использовании настольно-печатных игр в ситуации выбора.
Инструкция: перед исследованием необходимо подобрать несколько настольно-печатных игр
интересных для младшего возраста, и продумать малоинтересную для ребенка, но нужную для
других. Испытуемых ставят в конфликтную ситуацию — они должны сделать выбор: заняться
малопривлекательной игрой или поиграть с интересной.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Русская п/и «Капуста»
Инструкция: воспитатель сообщает название игры и наблюдает, кто из детей четко объясняет ее
правила. Воспитатель предлагает выбрать ведущего с помощью русской народной считалки:
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
кукушата просят пить.
Выходи – тебе водить!
Правила игры: на середину складывают шарфы, платки, пояса –это «капуста». Выбирается
«хозяин», он изображает то, о чем говорит:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу, огород горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Волк и птицы
Бобер и куницы,
Заинька ушастый,
Медведь толстопятый.
Дети пытаются забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» коснется рукой,
тот в игре не участвует. Игрок, который унес больше «капусты» - победитель.
Башкирская п/и «Белая кость»
Инструкция: воспитатель сообщает название игры и наблюдает, кто из детей четко объясняет ее
правила. Воспитатель предлагает выбрать ведущего с помощью башкирской народной считалки:
Бубенчики, бубенчики,
Летели голубенчики
По утренней росе,
По зеленой полосе.
Сели на сарай. Беги, догоняй!
Правила игры:
участники стоят в шеренге. Ведущий напевает:
Белая кость – знак счастья ключ,
Лети до Луны,
До белых снежных вершин.
Находчив и счастлив тот,
Кто тебя вовремя найдет.
Бросает кость за шеренгу. Никто не оглядывается. Когда кость упадет, ведущий говорит:
Ищите кость – найдете счастье скоро,
А найдет его тот, кто быстрее и ловчее.
Нужно найти и не заметно принести кость ведущему. Если кто-то это не замечает, дотрагивается
до его плеча, отбирает кость, бежит к ведущему. Кому удается донести кость, тот загадывает
желание - участники исполняют.
Татарская п/и «Темербай»
Инструкция:
воспитатель сообщает название игры и наблюдает, кто из детей четко объясняет ее правила.
Правила игры:
дети стоят в кругу, в центре – «Темербай», он говорит:
Пять детей у Темербая
Дружно, весело играют.
В речке быстро искупались,
Наплескались. Наплескались.
И красиво нарядились,
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так:
(водящий делает движения, все повторяют).
Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Словесный тест: «Расскажи считалку»
(на примере русской народной считалки «Шла кукушка мимо сети…», башкирской считалки
«бубенчики, бубенчики…», татарской считалки «Мы косили, молотили...»
Инструкция:игра проводится индивидуально с каждым ребенком.
Воспитатель вводит ребенка в игровую ситуацию – показывает картинку, которой изображены
дети в национальных одеждах (русских, башкирских и татарских– в зависимости от содержания
считалки) и говорит: «Посмотри, дети собрались поиграть в игру, но никак не могут выбрать
ведущего. Ты не знаешь, как им можно помочь?»
Ребенок отвечает, что ведущего можно выбрать с помощью считалки.
Воспитатель предлагает ребенку помочь детям и посчитать их с помощью знакомой русской
(башкирской, татарской) считалки.
При необходимости можно напомнить ребенку ее содержание.
Затем воспитатель предлагает ребенку самостоятельно посчитать детей на картинке.
Рекомендации: если у кого-то из детей возникают затруднения произнести считалку
самостоятельно, ему следует помочь, предложив договаривание слов считалки вслед за
воспитателем.
Считалки:
Русская народная считалка «Шла кукушка…»:
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
кукушата просят пить.
Выходи – тебе водить!
Башкирская народная считалка «Бубенчики, бубенчики…»:
Бубенчики, бубенчики,
Летели голубенчики
По утренней росе,
По зелёной полосе,
Сели на сарай.
Беги, догоняй
Татарская народная считалка «Мы косили, молотили…»:
Арыш, бодай игәбез, Мы косили, молотили
Аны болай бүләбез: И пшеницу поделили:
Тигез, уңган, таза, нык, Кто усерден и толков Таза, ныкка биш капчык. Получает пять мешков.
Ялкау, чытык, мактанчык, А лентяи, хвастуны
Мактанчыкка – буш капчык. В нашем деле не нужны
Получай мешок пустой
И в стороночке постой!
Конкурс «Лучшие знатоки считалок»
Инструкция: в конкурсе участвуют 2 команды. Команды выполняют 5 заданий.
Задание 1 «Найди считалку на картинке».
Детям предлагается серия картинок с изображением сюжетов известных им считалок. В данной
серии есть сюжетные картинки, которые не отражают содержания той или иной считалки. Дети
должны выбрать только те, на которых изображены знакомые считалки.
Задание 2 «Расскажи считалку»
Детям предлагается рассказать считалки, изображенные на ранее выбранных ими сюжетных
картинках.
Задание 3 «Собери считалку». Задание состоит в том, чтобы составить считалку из отдельных
слов.
Задание 4: «Закончи считалку». Воспитатель начинает говорить знакомую детям считалку, а
команда заканчивает.
Задание 5: Дети должны рассказать, как можно больше считалок.
Беседа-развлечение на тему: «Традиции семьи»
Инструкция: воспитатель: -Ребята, как вы понимаете слово «традиция»? (высказывания детей,
если затрудняются, педагог дает разъяснения.) Каждый уголок земли имеет свои традиции. Они
составляют культуру народа. Традиции передают от одного поколения к другому, от родителей к
детям. Вспомните, чему научили вас родители? (быть добрым, дружным, не обижать маленьких,
помогать старшим и т. д.). Раньше семьи были большие, в них было много детей, и родители
приучали их к труду, обучали разным ремеслам, рукоделию, у каждого ребенка были свои
домашние обязанности. Какие обязанности есть у вас? (ответы детей). В старину люди много
работали, славились трудолюбием и мастерством. О труде сложено много народных игр,
хороводов и считалок, которыми сопровождались все события их жизни. Это творчество
предавалось и детям.
(Игровое упражнение «Я начну, а ты закончи»)
Ещё одна старинная традиция- празднование имени ребенка. Именинник разносил гостям
пироги- это было приглашение родственников на именины, когда гости собирались и садились за
стол, подавалось главное блюдо- пирог с кашей. Его разламывали над головой именинника:
считалось, что чем больше рассыпалось каши, тем краше будет жизнь у именинника.
Игра «Пирог»
Содержание:
Дети делятся на две команды, становятся друг против друга, между ними «пирог», он выбирается
из ребят с помощью считалки. Все поют:
Да, экий он высоконький, (поднимают руки вверх)
Да, экий он широконький, (разводят руки в стороны)
Да, экий он мякенький, (гладят себя по животу)
Режь да ешь!
С последними словами по одному участнику от каждой команды бегут к «пирогу». Кто первый
коснётся «пирога», уводит его в свою команду. Оставшийся ребёнок становится «пирогом».
Выигрывает команда, в которой становится больше детей.
Воспитатель- Ребята, а какие народные промыслы вы знаете?
Ответы детей (гончарное дело - глиняная посуда, фигурки; картины из соленого теста; шелковые
платки расписанные в технике батик; художественные работы резчика по дереву (рамка для
зеркал, резные чашки, ложки, подносы, картины; традиционное народное ремесло татар- золотое
шитье; художественная чеканка по металлу (бижутерия); казачьи глиняные свистульки - птички,
лошадки; вышитые русские рушники; рукоделие женщин- куклы и зверушки, сшитые из
лоскутков, валяния из шерсти; изделия из кожи; ковроткачество и др.)
Проводится народная игра «Плетень».
В старые времена люди с любовью относились к окружающей природе, ласково называли
реченьку быстрой, солнышко красным, травушку шелковой; старшие дети учили младших
ориентироваться на местности, беречь природу. А ещё в то время люди поклонялись солнцу,
земле, считали их богами. Одним из видов почитания солнца был хоровод. Давайте и мы с вами
заведём хоровод.
Дети водят хоровод «Прялица»
Традиция сохранила до наших дней множество игр. А как же наши предки выбирали в играх
водящего? И сейчас, как в старые времена, мы выбираем ведущего с помощью читалки,
договариваемся о правилах (это называется сговор, используем жребий для устранения споров.
Проводится народная игра «Огуречик», считалкой выбирается «мышка» (за кругом) и
«огуречик» (в кругу, дети образуют круг и проговаривают:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт.
«Мышка» ловит «огуречика».
Много традиций сложилось у русского народа, но особенно важным были добросердечие,
гостеприимство, хлебосольство.
Русская хороводная игра «Костромушка-Кострома»
Инструкция: воспитатель сообщает название игры и наблюдает, кто из детей четко объясняет
ее правила, значения слов «завалинка», «Кострома».
Правила игры: по желанию детей выбирают ведущего – «Кострому», она садится в центре круга,
дремлет. Дети ходят по кругу:
Костромушка-Кострома
На завалинке спала.
Прилетела к ней сова.
Останавливаются, разговаривают с «Костромой»:
Костромушка, ты жива?
Жива.
На чем?
На веревочке.
(И снова дремлет).
Дети снова водят хоровод, задают вопрос «Костроме», она отвечат: «На ниточке». При
следующем повторе молчит. Дети разбегаются, «Кострома» ловит детей. Кого поймает – тот
«Кострома».
Татарская хороводная игра «Тимрэ» (Юрта)
Инструкция: воспитатель сообщает название игры и наблюдает, кто из детей четко объясняет
ее правила, значения слов «тимрэ», «юрта».
Правила игры: дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В
центре каждого круга стул, на нем платок с национальным татарским узором. Все четыре круга
идут и напевают:
Мы ребята удалые,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
Под национальную музыку идут в один общий круг. По ее окончании бегут к своим стульям,
берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда, которая первой
«построила» юрту.
Игровое упражнение: «Я начну, а ты закончи»
Инструкция: игра проводится индивидуально с каждым ребенком.
Воспитатель предлагает ребенку послушать часть текста словесной народной игры. Начало
текста проговаривает воспитатель, закончить ребенок должен самостоятельно. Рекомендации:
если у кого-то из детей возникают затруднения закончить текст самостоятельно, задачу следует
облегчить и предложить угадать название народной словесной игры.
Кроссворд «Словесные игры народов Южного Урала»
Инструкция: игра проводится с группой детей.
Воспитатель заранее изготавливает кроссворд по теме «Словесные народные игры» на бумаге
или рисует его на доске. В процессе отгадывания детьми заданий кроссворда, воспитатель
заполняет его. В кроссворде обязательно должны быть разные по уровню сложности задачи (1-2
должны быть сложные, 1-2 простые). Если вопросы будут чересчур простые или слишком
сложные, дети быстро потеряют интерес к игре. Воспитателю следует задавать детям наводящие
вопросы, побуждать детей к совместному обсуждению.
Задания для кроссворда составляются в форме:
- отдельных отрывков из народных словесных игр;
- в виде картинок, отображающих сюжет игры;
- словесного описания игры воспитателем;
- наводящих вопросов (например, «В какой игре ведущий говорит следующие слова…»).
Расположить слова в кроссворде можно в виде любого «узора», однако детям очень нравятся
сюрпризы. Чтобы составить детский кроссворд с сюрпризом, нужно расположить слова в
столбик так, чтобы в одной из вертикальных строчек получилось еще одно слово.
Дидактическое упражнение «Угадай, что за игра!» (словесные народные игры)
Инструкция: I - вариант
Дидактический материал: большие карточки с изображением словесных игр, маленькие карточки
с фрагментом словесных игр.
Инструкция:
Игра проводится как «Лото».
Перед началом игры детям раздаются большие карточки с изображением словесных игр.
Считалочкой выбирают ведущего. Ведущий показывает маленькие карточки с фрагментом
словесных игр. Дети вспоминают игру и закрывают свою большую карточку с маленькими
изображениями. Побеждает тот, кто быстрее закроет свою большую карточку.
II - вариант
Дидактический материал: Карточки с изображением словесных игр.
Инструкция:
Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением словесных игр. Дети никому не
показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать словесную игру,
изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что
это за игра.
Дидактическая игра «Подбери элемент национального костюма» (национальная одежда)
Инструкция:
В игре могут участвовать до пяти детей. У каждого ребенка карточка с изображением человека в
национальной одежде. По считалочке выбирается водящий. Во время игры водящий показывает
элементы национальных костюмов. Играющие должны определить к костюму, какого народа они
относятся.
Дидактическое упражнение «Придумай новые правила к игре»
Инструкция: дети вспоминают и рассказывают правила к знакомым играм, а затем придумывают
новые правила игры. Взрослый помогает ребенку правильно составить новые правила к играм.
Дидактическая игра «Узнай и назови»
Инструкция: В игре используются большие, разделенные на две части, и маленькие карточки.
Каждый игрок берет по 1-2 большой карточки. Маленькие карточки перемешиваются.
I - вариант
Ведущий показывает по одной маленькой карточке, называя татарский элемент (башкирский,
русский), который на ней изображен. Игроки должны найти этот элемент на своей большой
карточке, еще раз назвать его и положить на вторую пустую часть большой карточки.
II - вариант
Ведущий показывает по одной маленькой карточке, не называя татарский элемент (башкирский,
русский), который на ней изображен. Игроки должны найти этот элемент на своей большой
карточке, назвать его и положить на вторую пустую часть карточки.
III - вариант
Игрокам предлагается найти на маленьких карточках все элементы тюльпана (колокольчика,
листика, назвать этот элемент и положить их на вторую пустую часть большой карточки.
Технологическая карта «Индивидуальное развитие ребенка по ОО «Социально-коммуникативное развитие»
№
п/п
Фамилия, имя ребенка
Подвижные игры
Н
1.
2.
3.
Итог
К
Народные игры
Словесные игры
Н
К
Итог
Настольно-печатные
игры
Н
К
Н
б
К
у
б
у