Условия для индивидуальной работы с обучающимися

«Организация индивидуальной
работы с обучающимися в ДОУ»
Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности
нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности
ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим.
Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и
деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателям нашего ДОУ
спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.
В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие
регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослаблены»
имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные,
заторможенные и педагогически запущенные. Планируя индивидуальную работу,
педагоги нашего детского сада учитывают психические и индивидуальные
особенности ребёнка.
Индивидуальная работа с детьми проводится в утренние и вечерние часы, а
также на прогулке.
Индивидуальная работа - это деятельность педагога, осуществляемая с учетом
особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа
индивидуального подхода к воспитанникам в обучении и воспитании.
В индивидуальной работе с детьми педагоги руководствуются следующими
принципами:
- уважение самооценки личности ребенка;
- вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и
качеств его характера;
- постоянное усложнение и повышение требовательности к воспитаннику в ходе
избранной деятельности;
- создание психологической почвы и стимулирование самообучения и
самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации
программы обучения и воспитания.
Индивидуальная работа с детьми, имеющие пробелы в знаниях, проводятся
преимущественно в форме игры. Партнёром по игре бывает и взрослый, и другой
ребёнок.
В первую половину дня воспитатели проводит большую индивидуальную
работу с малышами. Например, организует специальные игры и упражнения с теми
из них, которые нуждаются в исправлении недостатков речи или с отстающими в
каких-либо движениях. Они занимаются с малоактивными и замкнутыми детьми,
давая им различные поручения, требующие общения со взрослыми и сверстниками.
Недостаточно любознательным детям поручаются интересные наблюдения
(например, за синичками, которые прилетели на участок, полюбоваться красотой
зимнего утра и т. п.).

Во второй половине дня воспитатели проводят индивидуальную работу с
детьми по развитию движений, рисованию, вырезыванию, конструированию,
исправлению дефектов речи.
Во время прогулок воспитатели так же проводят индивидуальную работу с
детьми: для одних организуются игры с мячом, метание в цель, для других упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание
через деревья, сбегание с пригорков. На прогулках осуществляется работа и по
развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения,
закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить
с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Проводя индивидуальную работу на прогулке, учитываются сезонность и погодные
условия.
Планируется индивидуальная работа с детьми и во время режимных моментов
(воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельности развитие речи,
движений и т. д.) и ведётся педагогами на протяжении всего дня, во всех режимных
моментах, в любом виде деятельности.
Если проанализировать по условиям, которые предъявляет ФГОС, то
индивидуальная работа в детском саду в рамках реализации образовательной
программы дошкольной организации занимает значительное место и способствует
выполнению следующих условий:
 психолого-педагогические условия - учет индивидуальных особенностей
ребенка по разным психологическим характеристикам личности, способу
усвоения информации, типу восприятия информации. Взаимодействие с
педагогом - психологом ДОУ.
 Кадровые условия – квалифицированные воспитатели, музыкальные
руководители, учителя-логопеды, педагог психолог, социальный педагог, педагог
дополнительного образования (изо), инструктор по физической культуре.
 Материально – технические условия - достаточно оснащённые оборудованием,
мебелью, игровым
материалом и учебными пособиями, методической
литературой и наглядными пособиями группы, музыкальный и спортивный зал,
изостудия, кабинеты специалистов ДОУ.
 Требования к развивающей предметно-пространственной среде - при
пополнении РППС необходимым материалом для организации индивидуальной
работы с группой детей необходимо учитывать принципы построения среды:
безопасность,
вариативность,
трансформируемость,
информативность,
полифункциональность, принцип педагогической функциональности.
Диагностика (мониторинг) развития ребенка осуществляется педагогами ДОУ
(воспитателем,
учителями-логопедами,
музыкальными
руководителями,
инструктором по физической культуре, педагогом дополнительного образования).
Основная задача диагностики - изучить индивидуальные особенности
развития каждого ребенка и наметить индивидуальный маршрут образовательной
работы для максимального раскрытия потенциала детской личности;

спрогнозировать образовательные мероприятия, направленные на оптимизацию
работы с группой воспитанников.
Для проведения диагностики развития ребенка и при оформлении результатов
диагностики педагогами МБДОУ «ДС № 421 г. Челябинска» используется
программный
продукт
«Электронный
мониторинг
развития
ребенка»,
разработанный авторским коллективом ДОУ №353. Периодичность диагностики в
ДОУ – два раза в год (в начале года с 1 по 15 сентября (в группе раннего возраста
либо в младшей группе (в зависимости от комплектования) – с 1 до 15 октября) и в
конце учебного года с 14 по 30 мая). В группах компенсирующей направленности к
процедуре диагностики речевого развития детей подключаются учителя-логопеды.
Используемые методы (наблюдение, ситуативный разговор, беседа, анализ
продуктов детской деятельности, тестирование) не приводят к переутомлению
воспитанников и не нарушают ход образовательного процесса. Применение данных
методов позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные
сроки.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1)
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей его развития);
2)
оптимизации работы с группой детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.