«Организация обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в ДОУ»
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на
обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного
образования только с согласия родителей (законных представителей), на
основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и
направления Комитета по делам образования города Челябинска в порядке
очередности подачи заявлений при наличии свободных мест.
В группах компенсирующей направленности осуществляется
реализация адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья /ОВЗ/ с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья:
в
МБДОУ «ДС № 421 г. Челябинска» реализуется
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с тяжёлыми нарушениями речи. Реализация программы
рассчитана на 2 года обучения.
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с
утвержденным регламентом непрерывной образовательной деятельности,
календарным учебным графиком, учебным планом.
В группах компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с
тяжелыми нарушениями речи целью обучения и воспитания детей является
коррекция недостатков в речевом развитии, формирование и развитие всех
компонентов речи. Максимальное всестороннее развитие в соответствии с
возможностями каждого ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности, компетенций, обеспечивающих готовность к обучению в
школе и социальную успешность.
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи - это дети с поражением
центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной
энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого
речевого расстройства с различными особенностями психической
деятельности.
Коррекционно-развивающая работа
При организации непрерывной образовательной деятельности дети
объединены в группы с учетом уровня и специфики нарушения устной речи
(общее недоразвитие речи разной степени выраженности, фонетикофонематическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи,
фонетическое недоразвитие речи).
Совместная деятельность с детьми проводится индивидуально и по
подгруппами.
Продолжительность
подгрупповых
коррекционноразвивающих занятий составляет 20-25-30 минут, индивидуальных 10-20
минут.
Продолжительность занятий может варьироваться в зависимости от
характера и степени выраженности речевых нарушений, возраста ребенка,
индивидуальных особенностей развития ребенка, его психофизического
статуса.
Индивидуальную коррекционную помощь ребенок получает не реже
двух раз в неделю.
Для оптимизации коррекционной работы дети объединяются в
подгруппы (3-4 ребенка) или подвижные микрогруппы (2-3 ребенка).
В нашем дошкольном образовательном учреждении
создаются
условия для индивидуального развития детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ), имеющими инвалидность и возможность их
социального включения в окружающий мир, основанные на принципе
нормализации.
Целевая установка этого принципа - создание условий,
обеспечивающих нормализацию социального проживания детей с ОВЗ.
Реализация этого принципа обеспечивает доступ детей с ОВЗ к
достижениям и условиям повседневной жизни, доступной большинству. Это
относится к социальному порядку, организованному в учреждении,
пространственной и временной организации жизни ребенка (режиму дня,
предметно-развивающей среде), учету его личных интересов и потребностей.
С этой целью на всех этапах развития ребенка выстраивается
психолого-педагогическое
сопровождение,
соответствующее
его
потребностям.
Усилия
специалистов
в
рамках
нашего
дошкольного
образовательного учреждения направлены на решение следующих задач:
- определение уровня возможностей дошкольников с ОВЗ;
- выявление имеющихся потребностей и формирование системы
социальных потребностей;
- создание адекватной среды для удовлетворения потребностей, для
обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности всех детей,
посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты,
направленные на реализацию образовательных, социальных и других
потребностей детей с ОВЗ и их здоровых сверстников.
Планирование и выполнение этой работы осуществляется по
определенному алгоритму, позволяющему структурировать и эффективно
организовывать образовательную и социальную составляющие психологопедагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ.
В первую очередь отмечается необходимость координации и
объединения профессиональных умений специалистов в определении
формата реализации индивидуального образовательного маршрута.
Для проведения диагностики развития ребенка и при оформлении
результатов диагностики педагогами МБДОУ «ДС № 421 г. Челябинска»
используется программный продукт «Электронный мониторинг развития
ребенка»,
разработанный
авторским
коллективом
ДОУ
№353.
Периодичность диагностики в ДОУ – два раза в год (в начале года с 1 по 15
сентября (в группе раннего возраста либо в младшей группе (в зависимости
от комплектования) – с 1 до 15 октября) и в конце учебного года с 14 по 30
мая). В группах компенсирующей направленности к процедуре диагностики
речевого развития детей подключаются учителя-логопеды. Используемые
методы (наблюдение, ситуативный разговор, беседа, анализ продуктов
детской деятельности, тестирование) не приводят к переутомлению
воспитанников и не нарушают ход образовательного процесса. Применение
данных методов позволяет получить необходимый объем информации в
оптимальные сроки.
Результаты
педагогической
диагностики
используются
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1)
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной
коррекции особенностей его развития);
2)
оптимизации работы с группой детей.
Диагностика в ДОУ проводится комплексно и носит динамический
характер, в ходе которого выделяются приоритетные направления
обследования, определяется мера активного участия в нем каждого
специалиста.
Данные
обследования
позволяют
определить
особенности
психоэмоционального и личностного развития ребенка, выбрать
индивидуальный
маршрут,
соответствующий
образовательным
и
социальным потребностям ребенка.
Цель работы - оптимизация процесса составления индивидуального
образовательного маршрута ребенка и координация междисциплинарного
взаимодействия специалистов в условиях командной работы.
Образовательный маршрут включает основные направления:
- организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
- развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативносоциальных);
формирование
деятельности
(манипулятивной,
сенсорноперцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной);
- развитие речи (формирование чувственной основы речи,
сенсомоторного механизма, речевых функций);
- формирование представлений об окружающем (предметном мире и
социальных отношениях);
- формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Организация взаимодействия специалистов, работающих с детьми
групп компенсирующей направленности с ТНР:
-взаимодействие
учителя-логопеда
и
воспитателя
группы
компенсирующей
направленности.
Рекомендации
учителя-логопеда
фиксируются в тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя.
-взаимодействие специалистов ДОУ и учителя-логопеда по развитию и
коррекции речи у детей. Рекомендации фиксируются в карте взаимосвязи
учителя-логопеда в журнале взаимодействия специалистов.
При организации образовательной деятельности специалисты
используют различные формы работы с детьми:
Учитель-логопед: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Музыкальный руководитель:
-музыкально-ритмические игры;
-упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
-этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
-игры-драматизации.
Инструктор по физической культуре:
-игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики;
-упражнение на формирование правильного физиологического дыхания
и фонационного выдоха;
-подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на
закрепление навыков правильного произношения звуков;
-игры на развитие пространственной ориентации.
Педагог-психолог:
-игры и упражнения на развитие всех психических и речевых
процессов.
Воспитатель:
- фронтальная, подгрупповая организованная образовательная
деятельность по развитию речи с применением дидактических игр и
упражнений на развитие всех компонентов речи; экскурсии, наблюдения,
экспериментальная деятельность; беседы, ознакомление с произведениями
художественной литературы.
Родители:
-игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
-контроль, за выполнением заданий и правильным произношением
поставленных звуков в самостоятельной речи ребенка;
-выполнение рекомендации учителя-логопеда.