Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 421 г. Челябинска»
454010, г. Челябинск, ул. Шота Руставели, 4-а, телефон (факс) 8 (351) 256- 56-15,
mdou421@mail. ru; http://ds421.ruИНН 7449020809; КПП 744901001
Принято
Педагогическим советом
протокол №1 от 31.08.2023
Утверждено:
Заведующий МБДОУ «ДС №421
г. Челябинска»
Т.Н. Герасимова
приказ № 49/9-о от 31.08.2023
Положение о педагогической диагностике (мониторинге) индивидуального развития
воспитанников, освоения образовательной и адаптированной образовательной программы дошкольного образования
в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 421 г.Челябинска»
1 Общие положения
1.1 Положение о педагогической диагностике (мониторинге) индивидуального развития
воспитанников, освоения основной образовательной программы разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. N 1155).
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 421 г. Челябинска».
- Образовательной программой МБДОУ «ДС № 421 г. Челябинска» (далее ОП ДО)
- Адаптированной образовательной программой ДО для детей с ТНР МБДОУ «ДС № 421
г. Челябинска» (далее АОП ДО)
1.2. Положение определяет порядок проведения оценки индивидуального развития детей в
соответствии с ФГОС ДО, назначение, цели, задачи, критерии, показатели (индикаторы),
способы, процедуры, инструменты осуществления оценки индивидуального развития детей в ДОО, а также хранения в архивах информации об этих результатах на бумажных и
(или) электронных носителях.
1.3. Действие настоящего Положения распространяется на участников образовательного
процесса: педагогических работников, участвующих в реализации образовательных отношений ДОО и родителей (законных представителей) детей.
Реализация ОП ДО, АОП ДО предполагает внутреннюю оценку качества образовательной
деятельности, в т.ч. оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическими работниками в рамках оценки индивидуального развития ребенка и лежит в основе дальнейшего планирования образовательной деятельности. Внутренняя си-
стема оценки качества образовательной деятельности исключает использование оценки
индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы ДОО.
1.4. Система оценки индивидуального развития детей представляет собой совокупность
организационных процедур, норм и правил, диагностических и оценочных инструментов,
обеспечивающих на единой основе оценку динамики развития детей, образовательных
достижений воспитанников, эффективности реализации ОП ДО и АОП ДО по отношению к каждому ребенку с учетом запросов основных пользователей результатов системы
оценки качества образования в ДОО.
Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования и заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей. В условиях ДОО оценка индивидуального развития
детей осуществляется во всех возрастных группах по следующим направлениям развития
и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Возрастные характеристики достижений ребенка к 3-м годам и на этапе завершения уровня дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО).
Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса. Образовательные результаты – это информация о развитии воспитанников и результатах освоения ОП ДО, АОП ДО.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализация образования – поддержка ребенка, построение его образовательной
траектории или профессиональной коррекции его развития;
2) оптимизация работы с группой детей.
1.5. Положение определяет права, обязанности и ответственность участников образовательных отношений в ходе проведения процедуры оценки индивидуального развития детей – педагогической диагностики. Педагогическая диагностика развития ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от
собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ОП ДО, АОП ДО.
Срок действия Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.
2. Основные цели, задачи и принципы педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития воспитанников
2.1. Цель педагогической диагностики:
- оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком. Оценка индивидуального развития детей поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста, учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в современных условиях.
Результаты проведения педагогической диагностики могут использоваться для решения
следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в т.ч. поддержки каждого ребенка, построения его образовательной траектории);
- оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая диагностика проводится педагогом (воспитатель или специалист) в ходе
внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка.
2.2. Основными принципами системы оценки индивидуального развития детей являются:
- комплексность,
- непрерывность,
- диагностичность (наличие критериев),
- уровневость,
- доступность результатов для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком), обобщенной информации для различных групп потребителей (педагогический совет ДОУ, экспертные комиссии).
2.3. Педагогическая диагностика:
- позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику;
- учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
- позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при
этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;
- учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
3. Организация проведения педагогической диагностики (мониторинга) оценки индивидуального развития воспитанников
3.1. Оценка индивидуального развития детей осуществляется через педагогическое
наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности, организуемые педагогами
всех возрастных групп регулярно в течение года. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом.
Мониторинг осуществляется во всех возрастных группах, в соответствии с утвержденным
календарным учебным графиком: 2 раза в год (в сентябре и мае текущего учебного года)
подводятся итоги проведения оценки индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности.
3.2. Результаты оценки индивидуального развития ребенка вносятся воспитателями и специалистами ДОУ в карты педагогической диагностики, сводные по картам предоставляются методической службе ДОУ.
В качестве показателей оценки индивидуального развития детей используются научно
обоснованные методики, соответствующие положениям ФГОС ДО, ОП ДО, АОП ДО.
В ходе педагогической диагностики индивидуальное развитие детей оценивается по соответствующим показателям (индикаторам) во всех пяти образовательных областях (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие) и отмечается в «Картах достижения ребенка».
3.3. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка:
Методическая служба ДОУ:
- обеспечивает организационные условия проведения оценки индивидуального развития
ребенка – организация доступа к системе АИС ДОУ «Мониторинг развития ребёнка»
- консультирует педагогов и специалистов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики.
Воспитатели: проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют
результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции.
Специалисты ДОУ: проводят педагогическую диагностику своего направления развития
личности воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины успехов или
неудач, намечают пути коррекции.
4. Права участников образовательных отношений
Педагогические работники имеют право на проведение оценки индивидуального развития детей ДОО.
В рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических
действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Родители (законные представители) воспитанников имеют право на ознакомление с содержанием образования, а также с индивидуальными особенностями развития только своего ребенка в образовательной деятельности.
5. Обязанности участников образовательных отношений
5.1. Педагогические работники обязаны:
- проводить оценку индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности
в соответствии с утвержденным настоящим Положением и подводить итоги с периодичностью – 2 раза в год (в сентябре и мае текущего учебного года);
- вносить результаты педагогической диагностики
- обеспечивать хранение диагностических данных по каждому ребенку в архиве детского сада
на протяжении всего периода пребывания воспитанника в ДОО;
- обеспечивать право родителей (законных представителей) на ознакомление с ходом, содержанием и оценкой результатов образовательной деятельности в ДОО, а также (в индивидуальном порядке) с диагностическими данными их ребенка;
- ежегодно предоставлять отчет о развитии воспитанников в рамках освоения ОП ДО, АОП
ДО в соответствующей возрастной группе с целью общего анализа и вынесения информации
на итоговый Педагогический совет.
5.2. Заместитель заведующего ДОО обязан:
- проводить анализ результатов педагогической диагностики и предоставлять сводную информацию об особенностях освоения детьми ОП ДО и АОП ДО на итоговый Педагогический
совет;
- осуществлять контроль и методическую помощь педагогам в проведении педагогической
диагностики и оформлении соответствующей документации.
Ответственность за организацию комплексной работы по осуществлению оценки индивидуального развития детей в образовательной деятельности несет заведующий ДОО.
5.3. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность воспитанников, несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за конфиденциальность предоставления информации о ходе и результатах образования
каждого ребенка.
6. Инструментарий оценки педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития воспитанников
6.1. Оценка индивидуального развития осуществляется через наблюдения, беседы, анализ
продуктов детской деятельности, в процессе образовательной деятельности.
6.2. Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей:
- показатель сформирован («+») - наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в
совместной деятельности со взрослым;
- показатель не сформирован («-») - не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
6.3. По результатам педагогической диагностики составляются индивидуальные рекомендации по коррекции развития ребёнка.
6.4. Методологическая основа педагогической диагностики:
Для проведения педагогической диагностики (мониторинга) оценки индивидуального развития воспитанников в группах общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей
направленности используется АИС ДОУ «Мониторинг развития ребёнка». Авторыразработчики: научный руководитель проекта – кандидат педагогических наук, Едакова Ирина Борисовна, программист – разработчик Соколов Евгений Геннадьевич, разработчики
структуры и содержания – Шилкова Ирина Александровна, Лесина Юлия Геннадьевна. Данная компьютерная программа позволяет успешно решать следующие проблемы: создание индивидуальной образовательной программы каждого ребенка, автоматизация аналитической
деятельности педагогов, своевременность и доступность информации о качестве образования
в ДОУ. В программе АИС ДОУ «Мониторинг развития ребёнка» отражено содержание планируемых результатов по пяти образовательным областям. Каждая образовательная область
содержит разделы и список образовательных достижений.
Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап.
В группах компенсирующей направленности к процедуре диагностики речевого развития детей подключаются учителя-логопеды. Используемые методы (наблюдение, ситуативный разговор, беседа, анализ продуктов детской деятельности, тестирование) не приводят к переутомлению воспитанников и не нарушают ход образовательного процесса.
В конце учебного года педагогами групп проводится мониторинг, который позволяет дать
оценку динамики и эффективности разработанных методов, приемов и форм обучения и воспитания детей, выявить причины трудностей освоения ребенком содержания образовательных
областей
7. Организация работы с результатами оценки индивидуального развития ребенка
7.1. Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на педагогических заседаниях ДОУ для выработки индивидуальных траекторий развития, разработки индивидуальных маршрутов.
7.2. Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей могут использоваться в
проблемно-ориентированном анализе деятельности ДОУ в целях принятия управленческих
решений.
7.3. Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития
детей являются:
- родители (законные представители) воспитанников,
- педагоги (непосредственно работающие с ребенком).
7.4. Пользователями обобщенной информации о результатах индивидуального развития детей
являются:
- Педагогический совет ДОУ.
8. Делопроизводство
Карты развития ребенка хранятся в группах до окончания периода их пребывания в
ДОУ.