Положение о группе комбинированной направленности

ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МБДОУ «ДС № 421 г. Челябинска»
31 августа 2023
Протокол № 1

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий
МБДОУ «ДС № 421 г. Челябинска»
Т.Н. Герасимова
Приказ № 49/9 от 31 августа 2023

ПОЛОЖЕНИЕ
о группе комбинированной направленности
I. Общие положения
1. Настоящее положение составлено в соответствии с приказами, нормативными
актами и положениями министерства РФ:
– Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
– Приказ об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования
от 25 ноября 2022 г. N 1028
– Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №11 (с изменениями и дополнениями)
– Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (Постановление от 28 января 2021 г. № 2
«Об утверждении СанПиН 1.2.3625–21»)
– Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598 - 20 от 30.06.2020 № 16
– Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детского сада № 421 г. Челябинска»
– Образовательная программа МБДОУ «ДС № 421 г. Челябинска»;
– Адаптированная образовательная программа МБДОУ «ДС № 421 г. Челябинска»;
– Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении
для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 №288, в редакции Постановления Правительства РФ
от 10.03.2000 № 212); (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля
2005 г.)
Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191"О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (с изменениями от 1 февраля 2005 г., 9 июня 2007 г., 18 августа
2008 г.);
2. Настоящее положение регулирует организацию коррекционно-развивающего
процесса в группах комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
3. Организация образовательного процесса в группах комбинированной направленности регламентируется приказами, нормативными актами РФ в сфере образования, Уставом ДОУ, настоящим Положением, образовательной и адаптированной образовательной
программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ
«ДС № 421 г. Челябинска», расписанием занятий, локальными актами МБДОУ.
4. Группы комбинированной направленности открываются учредителем при наличии соответствующих условий и квалифицированных кадров.

5. Группы комбинированной направленности комплектуются детьми дошкольного
возраста лет в соответствии с коллегиальными заключениями ТПМПК и согласия родителей (законных представителей).
6. Наполняемость групп устанавливается действующим СанПиН.
7. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для
детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нар ушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
II. Участники образовательных отношений
1. Участниками образовательных отношений являются воспитанники, родители
(законные представители), педагогические работники.
2. За комплектование, создание условий, контроль за уровнем и качеством организации коррекционной работы в группах комбинированной несут ответственность заведующий МБДОУ, заместитель заведующего по ВМР и учитель-логопед.
3. За организацию, уровень и качество коррекционной и развивающей работы в
группе комбинированной направленности в равной степени несут ответственность учитель-логопед и воспитатели.
4. Учитель-логопед принимается на работу заведующим МБДОУ и обеспечивает
коррекционную работу с детьми с ТНР.
5. На должность учителя-логопеда принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
6. На каждого ребёнка с ОВЗ зачисленного в группу учитель-логопед заполняет речевую карту и, оценив уровень речевого развития в соответствии с критериями мониторинга, выстраивает план индивидуальной коррекционной логопедической работы (индивидуальный коррекционный образовательный маршрут).
7. Результаты обследования учитель-логопед доводит до всех участников образовательного процесса.
8. Учитель-логопед работает во взаимосвязи со специалистами МБДОУ: музыкальным руководителем, педагогом-психологом, инструктором физической культуры, старшим воспитателем, воспитателями групп, инструктором по гигиеническому воспитанию и
т.д.
9. Учитель-логопед осуществляет профилактическую работу по своевременному
выявлению детей, нуждающихся в логопедической коррекции, проводит профилактический осмотр воспитанников.
10. О результатах обследования осуществляет запись в «Медицинскую карту ребенка» (форма № 026), в «Журнал осмотра узкими специалистами», «Журнал учета профилактической работы в ДОУ», при необходимости составляется список детей для обследования узкими специалистами-медиками, ПМПК для направления в группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
11. Для обследования в ПМПК представляются следующие документы: направление учителя-логопеда, педагогическая характеристика (заполняется воспитателем, заверяется заведующим ДОУ), медицинская карта из поликлиники, рисунки ребенка (2-3 шт.).
12. На учителя-логопеда распространяются все льготы и преимущества, предусмотренные законодательством РФ для учителей-логопедов.
13. Оплата труда учителя-логопеда, работающего в группе для детей с ТНР, производится из расчёта 20 часов в неделю.
2

14. Руководителям ДОУ при утверждении графика образовательного процесса и
отпусков учителей-логопедов следует предусмотреть выполнение учебного плана в объеме 40 недель, в июне учитель-логопед должен проводить только индивидуальноподгрупповую работу
15. Учитель-логопед работает 4 астрономических часа в первую половину дня. Из
них 3 часа 30 мин проводит логопедическую работу с детьми фронтально, с подгруппами
и индивидуально. Ежедневно отводит 30 минут рабочего времени на оформление документации (запись заданий по взаимодействию с воспитателями и специалистами, составления заданий для индивидуальной работы, подготовка к консультированию родителей и
педагогов и т.д
16. Для правильного распределения нагрузки в течение рабочей недели составляется «График работы» и «Циклограмма», которые заверяются заведующим МБДОУ.
17. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь воспитателям, родителям
детей в определении причин речевых нарушений, даёт рекомендации по их преодолению,
осуществляет учет проведенных консультаций.
18. Для осуществления тесного контакта учителя-логопеда с воспитателями группы
ведется «Тетрадь взаимосвязи с воспитателями», в которой записываются задания для работы, проводимой во время совместной деятельности детей и воспитателя.
19. При выпуске учитель-логопед заполняет «Журнал движения по годам», дает рекомендации родителям о дальнейшей работе с ребенком.
20. Учитель-логопед отвечает за содержание раздела «Развитие речи» для родителей (оформляется воспитателем в группе), материал которого меняется по мере необходимости, но не менее 4 раз в год.
21. Под руководством учителя-логопеда воспитатель оформляет и пополняет, следит за сменой содержания речевого материала в группе и т.д.
22. Учитель-логопед, в случае необходимости может составлять и реализовывать
индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты, основанные на заключениях
ППк образовательного учреждения.
23. Учитель-логопед принимает участие в педагогическом совете, ППк МБДОУ,
МО специалистов, творческих отчетах, конференциях, семинарах и т.д.
24. Учитель-логопед своевременно представляет запрашиваемую информацию вышестоящим органам образования.
III. Содержание работы
1. В начале учебного года проводится обследование готовности логопедического
кабинета к эксплуатации и заполняется акт-разрешение, утверждается список воспитанников группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи,
формируется комплект инструкций по охране жизни и здоровья детей, пожарной безопасности и т.д.
2. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание осуществляется на основе
адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ «ДС № 421 г. Челябинска», рабочей программой
учителя – логопеда.
3. Для обеспечения современного и качественного построения коррекционноразвивающей деятельности учитель-логопед разрабатывает годовые задачи и годовой
план работы с учетом годовых задач дошкольного образовательного учреждения, учебнометодический комплекс.
4. Для организации коррекционной непосредственно образовательной деятельности
учитель-логопед составляет календарно-тематическое планирование, пояснительную записку к календарно-тематическому планированию и тематическое планирование .
5. Учитель-логопед организует работу в учебном году в следующем режиме:
3

Срок
01.09 - 15.09

Направление деятельности
Зачисление детей в группу компенсирующей направленности, утверждение списков группы, предварительное знакомство с семьями и детьми.
Проведение полного логопедического обследования, заполнение индивидуальных «Речевых карт», составление планов индивидуальной коррекционной логопедической работы, проведение мониторинга речевого
развития воспитанников группы. Оформление документации.
15.09-15.05
Проведение фронтальной коррекционной непрерывной образовательной
деятельности и индивидуальной коррекционной логопедической работы.
15.05-31.05
Проведение полного логопедического обследования, заполнение индивидуальных «Речевых карт», проведение мониторинга речевого развития воспитанников группы. Оформление документации. Сдача отчетов.
01.06-30.06
Проведение индивидуально-подгрупповой коррекционной логопедической работы.
6. Содержание образовательной деятельности со здоровыми детьми определяется ОП
ДОУ
Организация и проведение образовательной деятельности
1. Учитель-логопед осуществляет проведение фронтальной коррекционной непрерывной образовательной деятельности и индивидуальной коррекционной логопедической
работы.
2. Фронтально – подгрупповая коррекционная образовательная деятельность проводится со всеми воспитанниками группы по календарно-тематическому плану учителялогопеда согласно расписанию коррекционной образовательной деятельности группы.
Продолжительность коррекционной образовательной деятельности в старшей группе – 2025 минут, в подготовительной группе – 30 минут. Перерывы между занятиями - не менее
10 минут.
3. Минимально допустимый объем недельной фронтальной образовательной
нагрузки по реализации коррекционной образовательной программы для детей дошкольного возраста в старшей группе (дети шестого года жизни) составляет 60-75 минут, в подготовительной к школе группе (дети седьмого года жизни) - 90 минут.
4. На индивидуальную коррекционную логопедическую работу на одного воспитанника отводится не менее 15-20 минут 2-3 раза в неделю, что составляет не менее 30-45
минут в неделю.
5. На индивидуально-подгрупповую коррекционную логопедическую работу подбираются воспитанники со сходными недостатками речи.
6. Учет индивидуальной коррекционной логопедической работы фиксируется на
листе «Содержание индивидуальной коррекционной логопедической работы», в индивидуальных тетрадях воспитанников, в «Табеле учета посещаемости индивидуальных коррекционных логопедических занятий» (273-ФЗ «Об образовании Российской федерации»
Глава V ст. 42, пункт 2/2). Заведующий учреждением, старший воспитатель осуществляют контроль правильности заполнения и регулируют своевременность его ведения.
7. Коррекционно-развивающий процесс строится в соответствии с режимом дня
группы, с учетом расписания занятий дошкольного образовательного учреждения.
8. Учитель-логопед при проведении образовательной деятельности учитывает региональный компонент.
9. На время индивидуальной коррекционной логопедической работы с учителемлогопедом воспитанники освобождаются от другой образовательной деятельности, предусмотренной режимом детского сада, по обоюдной договоренности с педагогами. Администрация ДОУ решает вопрос об организации доставки воспитанников на индивидуальное
4

коррекционное занятие с участием вспомогательного персонала ДОУ (во время прогулки
детей).
10. Образовательная деятельность со здоровыми детьми в группе комбинированной
направленности осуществляется воспитателями, специалистами в соответствии с утвержденным учебным планом, приказом о закреплении персонала.
IV. Перечень документации, регулирующей деятельность учителя-логопеда
комбинированной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи
Учитель-логопед составляет содержание папки «Документация учителя-логопеда
комбинированной группы для детей с ТНР» и отвечает за ведение следующей документации:
1. Акт-разрешение на эксплуатацию кабинета
2. Годовой план работы учителя-логопеда группы комбинированной направленности
для детей с ТНР
3. Рабочая программа учителя-логопеда.
4. График работы и циклограмма учителя-логопеда
5. Журнал учета профилактической работы в ДОУ
6. Календарно-тематическое планирование коррекционной непосредственно образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей с
ТНР
7. Мониторинг уровня сформированности компонентов речи воспитанника группы
комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
8. Направление к специалистам
9. Направление на ПМПК
10. Паспорт логопедического кабинета
11. План индивидуальной коррекционной логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с ТНР
12. Положение об организации коррекционно-развивающего процесса в группах комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
13. Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию коррекционной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе
группе комбинированной направленности для детей с ТНР
14. Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию коррекционной образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для
детей с ТНР
15. Режим дня группы комбинированной направленности для детей с ТНР
16. Расписание занятий группы комбинированной направленности для детей с ТНР.
17. Расписание образовательной деятельности учителя-логопеда группы комбинированной направленности для детей с ТНР
18. Речевая карта воспитанника группы комбинированной направленности для детей с
ТНР
19. Содержание индивидуальной коррекционной логопедической работы учителялогопеда
20. Список воспитанников группы комбинированной направленности для детей с ТНР
21. Табель учета посещаемости фронтальной логопедической непрерывной образовательной деятельности воспитанниками группы
22. Табель учета посещаемости индивидуальной коррекционной логопедической работы воспитанниками группы
23. Тематическое планирование образовательной деятельности по формированию произносительной стороны речи и подготовки к овладению элементарными навыками
письма и чтения в группе комбинированной направленности для детей с ТНР
5

24. Тематическое планирование образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию самостоятельной развернутой фразовой речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР
25. Тематическое планирование образовательной деятельности по совершенствованию
произносительной стороны речи и подготовки к овладению элементарными навыками письма и чтения в подготовительной к школе группе комбинированной
направленности для детей с ТНР
26. Тематическое планирование образовательной деятельности по развитию лексикограмматических средств языка и самостоятельной развернутой фразовой речи в
подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с
ТНР
27. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы комбинированной
направленности для детей с ТНР
28. Тетрадь для индивидуальной коррекционной логопедической работы учителялогопеда с воспитанником группы комбинированной направленности для детей с
ТНР
29. Учебно-методический комплекс учителя-логопеда для работы в группе комбинированной направленности для детей с ТНР
30. Учет проведенных консультаций с родителями и педагогами ДОУ учителемлогопедом
31. Характеристика на ребенка.
V. Материально-техническое и финансовое обеспечение.
1. Для работы учителю-логопеду выделяется кабинет, отвечающий санитарногигиеническим требованиям. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием. На администрацию ДОУ возлагается ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание и ремонт помещения.
2. Логопедический кабинет финансируется МБДОУ, в ведении которого он находится.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».