Непосредственно – образовательная деятельность "Свойства воды, льда и пара"
12.10.2025
Тема: Свойства воды, льда и пара
Уточнить знания детей о свойствах твёрдого, жидкого и газообразного тел. Дать представление о трёх состояниях воды и причинах перехода одного в другое. Оборудование: тарелочка с цветным льдом, палочка длиной 12-15см, баночки, салфетки, трубочки для пускания мыльных пузырей, подносы для каждого ребёнка. У воспитателя: банка с водой, кипятильник, кусок стекла, молоточек, не цветной лёд толщиной 0.5-1см, шампунь, 2матрёшки, гвоздик, альбомный лист. Ход занятия. Дети вошли и расселись за столами. Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о свойствах воды, льда и пара. Я расскажу вам сказку о маленькой капельке. Жила-была капелька, Там, где она родилась было тепло, но капелька не любила солнышко и пряталась от него в тени. А однажды она так устала, что не заметила, как заснула. А когда проснулась, оказалось, что солнышко уже переместилось на небе и вовсю пригревало травинку, на которой она пряталась. Жаркие солнечные лучи согрели капельку, и превратилась она в пар. Стала лёгкой, как воздух и невидимой, как он и вместе с ветром умчалась в небо. Туда же попали и другие капельки, не успевшие спрятаться от солнышка. Собрались они вместе и получилось облако. Ветер, который не секунды не сидит без дела погнал облако по небу и гнал его до тех пор, пока оно не слилось с другими облаками. Так появилась туча. Стала она такой тяжёлой, что не выдержала и рассыпалась на миллионы мелких капелек. Понеслись они вниз, но по дороге замёрзли и превратились в снежинки. Так капелька снова вернулась на землю, но уже в виде снежинки, потому что ветер пригнал тучу в ту сторону, где уже наступила зима. Понравилась вам эта сказка? О чём она? Воспитатель: Что у вас на столах? Дети: Подносы, льдинки, банки с водой. Льдинки-то цветные! Воспитатель: Возьмите их в руки, погрейте. Дети берут лёд в ладони. Воспитатель: Что можно сказать про лёд? Он горячий, аж жжётся! Дети: Нет, он очень холодный, потому и жжётся. Мокрый, твёрдый. Гладкий, скользкий. Он тает. Воспитатель: А когда лёд тает, что остаётся на ладонях и тарелке? Дети: Вода. Цветная вода. Воспитатель: Почему лёд тает? Дети: Потому что тепло, тёплые руки. Воспитатель: Бросьте льдинки в банку с водой. Что вы видите? Дети: Они плавают. Воспитатель: Почему? Дети: они очень лёгкие. Воспитатель: Посмотрите на мою льдинку. Какого она цвета? Дети: Белая она. Воспитатель: Да, белая, такая же как этот лист бумаги (показывает альбомный лист). Молчание. Дети: Нет, не такой белый, лёд прозрачный. Воспитатель: Кто прав из детей? А как проверить кто прав? Дети: Можно посмотреть. Я через лёд вижу вашу руку, а через листок бумаги – нет. Воспитатель: Действительно вот 2 матрёшки, я одну спрячу за кусок льда, а другую за листок бумаги. (прячет) Дети делают вывод, что лёд прозрачный, а не белый. Воспитатель: Возьму сейчас молоточек и постучу по льдинке. Какая она? Дети: Твёрдая. Воспитатель стучит сильнее – лёд раскалывается. Воспитатель: Ой, что произошло? Дети: Льдинка разбилась. Воспитатель: Почему? Дети: Она тонкая была. Воспитатель: А какой лёд не разобьётся от моего удара? Дети: Толстый лёд на реке. Он даже человека выдержит. Воспитатель: Всегда ли он толстый лёд на реке? Дети: Нет. Весной тает. Он и зимой бывает тонкий. По реке ходить нельзя когда лёд тонкий. Воспитатель: У вас в баночках с водой весна или зима? Дети заглядывают в свои банки и не видят вообще льда. В банках чуть подкрашена вода. Дети: У нас уже лето. Льда совсем уже нет. (дети смеются) Воспитатель: Куда уже делся ваш лёд? Дети: Растаял. Это же вода замёрзшая была. Воспитатель: А в моей банке ручеёк. Послушайте. Воспитатель тонкой струйкой переливает воду из одной банки в другую. Воспитатель: Что делает вода? Дети: Переливается. Журчит. Песни поёт. Льётся. Шумит. Она у вас разговаривает. Воспитатель: Какого цвета вода? Дети почти хором: Прозрачная. Воспитатель: Как проверить? Дети: Бросить туда надо что-то. Воспитатель: Вот у меня есть гвоздик. Можно его бросить? Дети: Да! Воспитатель бросает гвоздик: Что произошло? Дети: Его хорошо видно, вода прозрачная. Воспитатель: Я предлагаю вам ещё опыт. Воспитатель подошёл к детям и каждому в банку налил немного шампуня. Воспитатель: Прошу палочками размешать получившуюся жидкость. Дети взбалтывают шампунь. Воспитатель: Что получается? Дети: Вода пенится. Стала мутной. Хорошо пахнет. Пузыри вверху стали плавать. Воспитатель: Для чего нам нужна такая жидкость? Дети: Голову мыть. Мыться можно. Пузыри мыльные пускать. Воспитатель: Прекрасная идея. Мы оставим эту воду для мыльных пузырей. А можно этой водой мыть голову? Дети: Нельзя. Воспитатель: Почему? Дети: Она холодная. Воспитатель: А как вы узнали? Дети: Мы потрогали банку – она холодная (все дети прикасаются к банке). Дети: Да, нельзя мыть голову, холодная вода. Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы вода была тёплая? Дети: Подогреть её. Воспитатель: На чём? Дети: На костре ,плите, кипяток влить. Воспитатель: А можно кипятильником? Воспитатель достаёт кипятильник, включает его для подогрева воды. Воспитатель: Что происходит с водой? Дети: Она становится теплая. Воспитатель: А чтобы была горячей, что надо? Дети: Ещё больше подогреть. Воспитатель: Что хорошего в том, что вода будет горячей? Дети: Можно голову мыть, посуду. Чай пить. Согреться. Воспитатель: Что плохого в горячей воде? Дети: Можно обжечься. Стакан лопнуть. Воспитатель: Вот моя вода кипит. Дети: Нет, ещё не кипит, не булькает. Дети: Надо, чтобы булькало. Вода закипела. Дети: Теперь кипит. Воспитатель: Что это такое у банки идёт? Дети: Дым. Дети: Не дым, а пар! Воспитатель над кипящей водой держит стекло, которое сразу покрывается капельками воды. Дети внимательно смотрят. Вода начала стекать опять в банку. Воспитатель: Ребята. Что это у нас? Вода капает. Дети: Дождь в банку капает. Воспитатель: Да ведь был пар. Откуда вода на стекле взялась? Дети: Она в паре вода-то. Вода собралась на стекле. Воспитатель: Так что же получается, лёд – это вода и пар – это вода? Дети: Да и лёд и пар – всё это вода. Лёд – холодная вода, вода которая замёрзла. Пар – горячая вода. Вода, когда кипит, она в пар превращается. Воспитатель: забыли мы про свои пузыри. (Предлагает детям выйти из-за стола попускать мыльные пузыри. Включает запись весёлой песенки.) По окончании звучания песенки, воспитатель предлагает оставить пузыри. Воспитатель предлагает вернуться на палас. Воспитатель: Так вода может быть… Дети: Паром, льдом, просто водой. Воспитатель: Я расскажу вам сейчас почему так происходит. И в паре и в воде, И во льду живут маленькие человечки. Живут они только по- разному. Во льду человечки твёрдо стоят на ногах и крепко держатся за руки вот так. Сейчас мы все человечки льда. Воспитатель пытается «разбить » лёд. Воспитатель: Нет, у нас твёрдый зимний лёд на реке. Воспитатель: А я сейчас, как Волк из «Ну-погоди! » включу кипятильник, опущу в реку и весь ваш твёрдый лёд растает. (включает кипятильник) Воспитатель: Ой! Наши человечки уже не так твёрдо держатся за руки. Они отпускают руки и становятся человечками воды, которых легко можно перелить куда угодно. Воспитатель: А какие человечки бывают у пара? Как вы думаете, какие они? Так же спокойно в банке живут? Дети: Нет, они из банки выбегают. Воспитатель: Вот вы человечки пара – разбегайтесь дети по всей комнате. А сейчас я «выключу» свой кипятильник. Что происходит в серии «Ну- погоди! », когда заяц выключает кипятильник? Дети: Вода стала замерзать Воспитатель: Где наши человечки льда? Дети быстро берутся за руки и твердо стоят на ногах. Воспитатель: Мы с вами были человечками льда, воды и пара. Воспитатель: Что интересного узнали вы на занятии? Загадки: 1. Его просят, его ждут, придёт прятаться начнут. (дождь) 2. С неба – звездой, а в ладони – водой. (снег) 3. Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели, он пахнет весной. (сосулька)
Задачи: